Привлекательная «Лента»

В допэмиссии ритейлера «Лента» участвовал РФПИ/ Е. Кузьмина/ Ведомости

Один из крупнейших российских ритейлеров – сеть гипермаркетов «Лента» привлекла в ходе продажи допэмиссии $225 млн, сообщила вчера компания. Это чуть больше ожиданий самой «Ленты»: она рассчитывала примерно на $200 млн.

Формирование книги заявок инвесторов шло в ускоренном режиме, прием заявок начался в понедельник вечером и был окончен с переподпиской еще до полуночи. По словам одного из участников сделки, переподписка была «комфортной», что позволило привлечь «чуть более ожидаемого». Переподписка была примерно вдвое, уточнил другой участник размещения. Организаторы сделки – Credit Suisse, JPMorgan и «ВТБ капитал».

Размещение прошло по цене $6,4 за одну глобальную депозитарную расписку. Предыдущие торги «Ленты» в Лондоне завершились на уровне $6,65 за бумагу. Таким образом, дисконт составил лишь 3,8%. Ранее участники сделки сообщали «Ведомостям», что ожидают минимального дисконта – не более 5% к рынку.

Это очень хороший результат для текущего рынка, считает Наталья Колупаева из Райффайзенбанка: даже если принимать во внимание цену на рынке до появления информации о готовящемся SPO, дисконт составил менее 10%.

Одним из якорных инвесторов размещения стал Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), сообщил сам фонд. Он вложился в розничную сеть вместе с несколькими другими институциональными инвесторами с Ближнего Востока, из Азии и Европы. Фонд не уточнил размер приобретенного пакета в «Ленте». По данным одного из участников сделки, РФПИ с учетом приведенных им соинвесторов обеспечил спрос чуть менее чем на половину предложения. По данным другого участника сделки, на фонд и его соинвесторов пришлось около 35% размещения.

«Мы считаем «Ленту» лидером продовольственного ритейла в сегменте гипермаркетов», – заявил «Ведомостям» представитель РФПИ. Петербуржская компания «развивается быстрыми темпами, ее бизнес-модель на фоне негативных трендов в экономике и в отрасли себя оправдывает», считают в фонде.

В феврале 2015 г. размещение провела крупнейшая российская продуктовая сеть «Магнит». За почти 1% ритейлера из пакета основного владельца компании Сергея Галицкого инвесторы заплатили около 9,8 млрд руб. РФПИ также участвовал в этой сделке, говорил ранее гендиректор фонда Кирилл Дмитриев, не уточняя размер инвестиций в бумаги «Магнита». По данным источника, близкого к участникам сделки, фонд приобрел существенно более мелкую долю, нежели в «Ленте».

Рост без пауз

Как и перед IPO, «Лента» обещала инвесторам агрессивный план роста. Прежний ориентир компании – открыть 20–25 гипермаркетов, нынешняя цель – минимум 25 таких магазинов за этот год. Это потребует примерно на 5 млрд руб. больше капзатрат – до 30 млрд. Планы по супермаркетам не изменились – 10–15 магазинов в 2015 г., – как и ожидания по росту выручки сети (+34–38%).

Инвестиции в ритейл – «одна из инвестиционных стратегий фонда», в основе которой – рост российского среднего класса (втрое за последние пять лет) и развитие регионов, объясняет представитель РФПИ интерес фонда к крупным ритейлерам.

Кроме РФПИ существенную долю в допэмиссии «Ленты» приобрел «крупный европейский инвестор», говорит участник сделки, не называя его: «Инвесторы по-прежнему готовы вкладываться в качественные имена, несмотря на ситуацию в экономике».

Привлеченные средства «Лента» хочет направить на погашение кредитов, а оставшиеся после выплаты краткосрочных займов средства пойдут «на общекорпоративные цели, в том числе на финансирование увеличенных капзатрат», сообщила компания (см. врез). Благодаря сделке соотношение чистый долг/EBITDA ритейлера может сократиться с 2,8 на конец 2014 г. до 2,0 к концу 2015 г. (против ранее ожидавшегося 2,3), подсчитали аналитики JPMorgan. Чистые процентные расходы «Ленты» могут снизиться в этом году на 13% до 9,6 млрд руб., а чистая прибыль вырасти на 11% по сравнению с прошлым прогнозом и на 25% год к году, отмечают они.

Основные акционеры сети – TPG, ЕБРР, VTB Capital Private Equity, 29,3% – в свободном обращении (до увеличения уставного капитала). Размещение допэмиссии может позволить нарастить free fioat до 34,4%, что перспективно для «Ленты», отмечает Колупаева.