Кризисные опционы

В опционной программе участвует около 17% сотрудников «Яндекса»/ Е. Разумный/ Ведомости

«Яндекс» предложил своим сотрудникам, владеющим опционами на акции компании (SAR, Stock Restriction Rights), обменять их на другой вид вознаграждения – RSU (Restricted Stock Units). Это следует из сообщения компании, опубликованного на сайте Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC). RSU в отличие от SAR не привязаны к стоимости акций «Яндекса», которые с 2011 г. торгуются на NASDAQ. По сути, RSU – это право на бесплатное получение определенного количества акций класса А, торгующихся на бирже. Тогда как опцион предполагает покупку акций по зафиксированной компанией цене (обычно существенно ниже рыночной).

«Из-за экономической и рыночной ситуации котировки акций «Яндекса» были очень волатильны в последнее время, – объясняет компания в своем сообщении. – Другие компании все чаще предлагают своим сотрудникам вознаграждение в виде RSU вместе SAR, поскольку они считаются сотрудниками более привлекательными на фоне волатильности фондового рынка». «Яндекс» отмечает, что программа обмена опционов на RSU добровольная.

«Яндекс» уволит 3% сотрудников

В результате оптимизации «Яндекс» покинет примерно 170 человек, или 3% от штата, говорит Мелкумова, что ниже среднегодовой текучки. Зарплаты оставшихся сотрудников не сокращаются. Оптимизация в компании связана с экономической ситуацией и желанием «Яндекса» повышать свою эффективность и концентрироваться на главном – росте поиска на мобильных устройствах, росте аудитории мобильных приложений и развитии новых рекламных продуктов и технологий.

Коэффициент обмена опциона на RSU составляет 2:1, т. е. сотрудники могут обменять два SAR на один RSU. Сотрудники «Яндекса», принявшие предложение по обмену, не смогут продать свои акции в течение года после обмена SAR на RSU. Также компания продлевает вестинг (процесс перехода акций от компании к сотрудникам) на год: по правилам опционного плана срок вестинга SAR составляет четыре года, для всех, кто примет предложение обмена SAR на RSU, вестинг будет длиться пять лет.

«В программу поощрения акциями «Яндекса» ежегодно попадает около 500 человек – наши сотрудники, от которых в определенной степени зависит успех всей компании или которых очень сложно заменить», – говорит представитель «Яндекса» Ася Мелкумова. Это может быть и талантливый менеджер, и ценный специалист. Как новый участник программы, так и тот, кто получает дополнительный грант за важные проекты, объясняет она.

«Яндекс» уже не первый раз предлагает сотрудникам отвязать опционы от его котировок. Впервые это произошло в 2012 г. Тогда на RSU перешло большинство тех, кому было сделано предложение, говорит близкий к «Яндексу» человек.

Опционная программа «Яндекса» рассчитана на 10 лет (2007–2017 гг.) и на 10% от общего количества акций. Каждый год «Яндекс» выдает опционов на 1% от общего количества акций. Доход от опционов в среднем составляет 40% от общего дохода поощренного сотрудника. Всего в опционной программе «Яндекса» принимает участие 17% сотрудников (5616 на 31 декабря 2014 г.).

В феврале аналогичную программу по обмену опционов на RSU одобрил совет директоров Mail.ru Group. Новая система мотивации позволит компании привлекать и удерживать квалифицированных специалистов, пояснял тогда гендиректор группы Дмитрий Гришин. Mail.ru Group тоже объясняла необходимость перехода на RSU волатильностью своих котировок на Лондонской фондовой бирже.

Действительно, котировки «Яндекса» и других российских компаний падают на фоне развивающегося в России кризиса. По данным Bloomberg, за год акции «Яндекса» подешевели на 49,4%, Mail.ru Group – на 43,6%. На стоимость акций влияет падение рекламного рынка страны. Кроме того, многие инвестиционные аналитики сомневаются, что «Яндекс» сможет успешно конкурировать с Google на рынке мобильных устройств, ведь Google контролирует самую популярную в мире мобильную ОС – Android. За год поисковая доля «Яндекса» снизилась на 4,1 пункта до 58%, Google – выросла на 6,3 пункта до 33,6% (данные Liveinternet за март 2015 г.). «Яндекс» обвиняет Google в нечестной конкуренции на Android и пытается доказать это с помощью Федеральной антимонопольной службы.