Раздвоение Spar

В течение года в Московском регионе появятся 45 магазинов Spar/ Е. Разумный/ Ведомости

Крупная сеть супермаркетов «Азбука вкуса» договорилась о получении лицензии на открытие супермаркетов Spar в Москве, говорится в материалах голландской Spar. Решение об открытии «Азбукой вкуса» новых магазинов Spar в Москве еще не принято, заявил представитель российского ритейлера: «[Его] варианты находятся в процессе обсуждения».

В феврале 2015 г. «Азбука вкуса» получила двухлетнюю лицензию на работу супермаркетов под вывеской Spar в Подмосковье. Купив год назад сеть подмосковного лицензиата, изначально «Азбука вкуса» собиралась переделать большую часть подмосковных магазинов в торговые объекты нового, более демократичного формата – «АВ маркет». Из-за сложной ситуации в экономике ритейлер решил повременить с такими планами.

В Москве право открывать магазины Spar до начала этого года было у компании «Спар ритейл» Александра Мамута. Однако сейчас компания находится в процессе переговоров о продаже своего бизнеса второму по обороту ритейлеру в России, X5 Retail Group, соответствующее ходатайство в марте одобрила Федеральная антимонопольная служба.

Также лицензию на развитие сети Spar в Москве получил петербургский «Интерторг», сообщила нидерландская компания. У «Интерторга» уже есть лицензия Spar в Петербурге, где работают 56 таких магазинов. В Москве ритейлер управляет 38 магазинами под другими брендами, они будут переформатированы в Spar, уточняется в сообщении Spar.

Соглашение со Spar дает «Интерторгу» право работать в Москве и Московской области, передал через представителя руководитель формата Spar ТД «Интерторг» Антон Беловецкий. По его словам, всего в планах компании до конца 2015 г. открыть в Москве 17 супермаркетов Spar. В Москве у «Интерторга» есть необходимая база, чтобы быстро построить сеть: подписаны договоры аренды, в том числе соглашение с Бинбанком о передаче компании девяти помещений в июне – августе, отметил Беловецкий. Сейчас там располагаются магазины «Седьмого континента», которые будут реконструированы в Spar; также будут переформатированы некоторые собственные магазины компании: «Семья» и «Идея», добавил Беловецкий.

Из обнародованных 8 апреля соглашений следует, что в Московском регионе в ближайшие 12 месяцев появятся 45 новых Spar. «Лицензии («Азбуки вкуса» и «Интерторга». – «Ведомости») на неэксклюзивной основе позволят максимизировать рост бренда в Москве», – приводятся в сообщении голландской компании слова гендиректора Spar Russia Сергея Локтева. Для «Азбуки вкуса» открытие магазинов Spar в Москве может стать «одной из возможностей развития [компании] в текущих условиях», заметил ее представитель. В кризис было бы неправильно экспериментировать с новыми форматами, а Spar дает «Азбуке вкуса» возможность занять востребованную нишу супермаркета в среднеценовом сегменте с узнаваемым брендом и конкурировать с «Перекрестком», соглашается гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

Сегодня крупнейшая по выручке сеть супермаркетов в Москве – «Перекресток» (27,7 млрд руб., данные «Infoline-аналитики» по первому полугодию 2014 г.), а также «Азбука вкуса» (14,1 млрд руб.), Billa (12,1 млрд руб.), «Седьмой континент» (8,1 млрд руб.), «Атак» (7 млрд руб.) и «Виктория» (6,3 млрд руб.). Spar в России объединяет 16 независимых розничных сетей, их суммарная выручка за 2014 г. выросла более чем на 30% до 74,06 млрд руб., следует из документов голландской компании.