Мобильный спам уходит из sms в мессенджеры

Эффективность борьбы со спамом операторы обсудят с сенатором Людмилой Боковой
Вместо рекламных sms обладатели смартфонов теперь получают интернет-сообщения/ М. СТУЛОВ/ Ведомости

Представители мобильных операторов и федеральные чиновники, занимающиеся вопросами связи, сегодня встретятся с сенатором Людмилой Боковой, возглавляющей комиссию Совета Федерации по развитию информационного общества, чтобы обсудить успехи законодательной борьбы со спамом. О встрече рассказали «Ведомостям» несколько ее участников и подтвердил представитель Боковой.

Другие операторы не раскрывают детальную статистику по количеству спам-сообщений. В 2014 г. МТС заблокировала 4,5 млрд таких sms, говорит представитель оператора Дмитрий Солодовников, это на порядок больше, чем в 2013 г. «Мегафон» и «Т2 РТК холдинг» (бренд Tele2) измеряют эффект от применения закона в количестве жалоб абонентов. В 2013 г. в абонентскую службу Tele2 в месяц поступало в среднем 5200 обращений с жалобами на несанкционированные sms-рассылки, в 2014 г. этот показатель снизился до 2860 в месяц, говорит представитель «Т2 РТК холдинга» Константин Прокшин. Если в апреле 2014 г. «Мегафон» получил более 63 000 жалоб абонентов на спам, то уже в феврале 2015 г. – всего 5940, рассказывает представитель оператора Юлия Дорохина. Принятый закон о борьбе со спамом – уникальный для отрасли, так как в его реализации заинтересованы все участники рынка и абоненты, считает директор по связям с госорганами «Мегафона» Дмитрий Петров.

В конце 2013 г. сенаторы подготовили законопроект, который должен защитить пользователей от sms-спама, в прошлом году он был принят Госдумой и вступил в силу с осени 2014 г. Законопроект вводит понятие рассылки по мобильной сети коротких текстовых или иных неголосовых сообщений и разрешает только такую рассылку, на получение которой абонент дал согласие. Принятые поправки фактически запрещают операторам пропускать трафик, содержащий рассылку, нарушающую требования этого закона. Абонентам закон дал право потребовать от оператора прекратить передачу на его телефон коротких текстовых сообщений, указав конкретный номер телефона, с которого приходят «нежелательные» сообщения. Авторов рекламных сообщений закон обязал самоидентифицироваться, т. е. сообщить о себе оператору.

Блокировать sms с коротких номеров федеральные сотовые операторы начали еще в конце 2013 г., когда регулятор только заговорил о возможности введения такого закона. По их словам, таким образом они хотели защитить своих абонентов от назойливой рекламы.

Оператор против мессенджеров

В 2013 г. вице-президент МТС по корпоративным и правовым вопросам Руслан Ибрагимов направлял в Роскомнадзор и Минкомсвязи письмо, в котором просил регуляторов обратить внимание на деятельность OTT-сервисов в России. Менеджер жаловался, что подобные проекты все чаще конкурируют с операторами, но при этом их деятельность никак не регулируется.

В результате таких мероприятий с конца 2013 г. уровень спама в сети «Вымпелкома» снизился более чем в 80 раз, рассказывает представитель оператора Анна Айбашева: если в конце позапрошлого года каждый абонент оператора получал по 12 рекламных сообщений в месяц, то в конце 2014 г. на одного абонента приходилось 0,14 такого сообщения. В 2014 г., рассказывает Айбашева, «Вымпелком» запустил специальную интеллектуальную платформу Cloudmark для блокировки спама, идущего из внешних сетей.

На сегодняшней встрече Людмила Бокова может предложить меры по борьбе со спамом, приходящим через интернет-мессенджеры, куда мигрируют потоки несанкционированной рекламной рассылки, говорит один из ее участников. Представитель Боковой отказался это комментировать.

МТС видит миграцию потоков спама в рассылки с использованием подстановки обычных 11-значных абонентских номеров, а также рост объемов нежелательной рекламы, направляемой на смартфоны через OTT-сервисы (Over The Top сервисы, например WhatsApp, Viber), говорит Солодовников. МТС не раз поднимала вопрос о том, что, хотя ОТТ-сервисы предоставляют те же услуги, что и операторы, на них не распространяются требования по качеству услуг, безопасности и защите от спама, которым должны соответствовать традиционные операторы, сказал он. Сейчас спам через ОТТ-сервисы – это рассылки через обычные интернет-сети и оператор не может влиять на них, поскольку является только способом доступа абонентов в интернет, замечает он. «Вымпелком» не наблюдает роста жалоб на спам именно через мессенджеры, говорит Айбашева. Спам уходит в обычную мобильную нумерацию российских и зарубежных операторов и в OTT, сказано в презентации «Мегафона» к сегодняшней встрече (есть у «Ведомостей»).

Решить эту и многие другие проблемы с OTT-сервисами (например, неуплату налогов в бюджет страны) можно, вынудив их открыть филиалы в России, считает источник в международной консалтинговой компании. Тогда контроль за соблюдением местного законодательства ляжет именно на эти представительства. По его словам, это пытается сейчас сделать, например, Франция.

Борьба со спамом в мессенджерах на уровне операторов возможна только путем их полной блокировки, что вызовет негативную реакцию со стороны мессенджеров и абонентов, считает бывший федеральный чиновник. По его словам, сообщения в мессенджерах зашифрованы и фильтровать их содержимое невозможно.