Доллар равняется на евро

Инвестбанки ждут паритета ближе к концу года, пока же на рынке правит был волатильность
Евро медленно превращается в доллар/ Е. Разумный/ Для Ведомостей

Валютные рынки с конца прошлого года живут в новой реальности: инвесторы привыкают к резким колебаниям курсов и отрицательным ставкам. C начала года инвестбанки соревнуются в точности прогноза по паритету доллар/евро. Goldman Sachs обещал, что евро сравняется с долларом в 2016 г., Sumitomo Mitsui Trust Bank ждет паритета уже в III квартале 2015 г. Оснований для ускорения более чем достаточно. 16 марта курс евро опускался до минимума с января 2003 г. – $1,0458, а за предшествующий год единая европейская валюта потеряла четверть стоимости.

«Это был какой-то зоопарк»

В марте волатильность на валютном рынке достигла максимума с 2011 г. Планы ФРС начать повышение ставок, программа количественного смягчения ЕЦБ и январское решение нацбанка Швейцарии отказаться от привязки франка к евро привели в движение рынок, мирно спавший в последние годы, когда низкие ставки были комфортны и сюрпризов не сулили.

18 марта ФРС дала понять, что у нее нет твердого решения начать повышение ставок в июне, на что рассчитывают многие участники рынка. На эту новость мгновенно отреагировали хедж-фонды. Некоторые стали продавать доллары и покупать евро, некоторые – исполнять заказы stop loss для клиентов. Евро быстро дорожал: перед заявлением ФРС он стоил $1,065, в считанные минуты курс поднялся до $1,07.

Но спустя несколько часов евро снова дешевел: инвесторы, ориентирующиеся на долгосрочные тренды, покупали доллары. «Это был какой-то зоопарк, – вспоминает директор отдела валютных торгов BNP Paribas в Нью-Йорке Масафуми Такада, – телефоны разрываются, трейдеры не успевают заполнять заявки, а специалисты по продажам визжат, чтобы они шевелились быстрее».

Ситуацию усугубляли автоматизированные трейдинговые программы, поскольку на возросший спрос на евро они реагировали взвинчиванием курса, говорит управляющий Sunrise Capital Partners Кристофер Стэнтон. «Чем более агрессивно сегодня пытаешься добыть ликвидности, тем это труднее, – отмечает он. – Вот он, новый мир».

Успеть за курсом

Укрепление доллара и ослабление евро – проблема всех инвесторов с активами в разных валютах. «Мировой капитал вытекает из евро, и, когда такие деньги приходят в движение, это оказывает огромное влияние на рынки», – отмечает стратег Societe Generale Себастьян Гали (цитата по Bloomberg).

Из-за низких ставок пенсионные фонды США в последние годы много инвестировали в зарубежные активы. По данным Wilshire Associates, в 2014 г. иностранные инструменты составляли 21% в портфелях 131 государственного пенсионного фонда по сравнению с 14,4% в 2004 г. Сейчас международные инвестиции приносят фондам убытки, и, чтобы захеджировать этот риск, они несут деньги в валютные инвестфонды.

Крупнейший государственный пенсионный фонд США Calpers ($190,8 млрд под управлением) вложил в валютные фонды $500 млн. Florida State Board of Administration увеличил валютные инвестиции на 10% до $2,25 млрд. Connecticut Retirement Plans & Trust Funds нанял двух управляющих, которые должны помочь ему сократить валютные риски от международных инвестиций.

«С декабря спрос чрезвычайно высокий, за последние три месяца мы видим больший интерес пенсионных фондов, чем за последние три года», – говорит Эдриан Ли, управляющий валютного хедж-фонда Adrian Lee & Partners, активы которого за год увеличились на 30%.

Инвестиции пенсионных фондов в более рисковые активы опасны, поскольку создают пузыри на рынке, предупреждает гендиректор BlackRock Ларри Финк. По его словам, ситуация ухудшается с каждым днем: «Рост [вложений в рисковые] активы и падающая доходность создают опасный дисбаланс. Но регуляторы как будто не понимают, какую головоломку они создают для инвесторов: ищите доходность и продолжайте надувать пузырь либо не участвуйте в игре и наблюдайте, как растут необеспеченные обязательства».

Валютные войны

Помимо Швейцарии, отказавшейся в январе от привязки франка к евро, в Европе есть несколько стран, такую привязку сохраняющие. В первую очередь это Швеция и Дания. Им приходится сдерживать укрепление национальных валют.

В феврале шведский ЦБ ввел отрицательную ставку, в марте еще снизил ее – до минус 0,25% и сообщил о планах выкупа гособлигаций на 30 млрд крон ($3,45 млрд). «Это настоящая валютная война, – говорит аналитик Danske Bank Томас Харр. – Центробанк несколько лет укрощал дефляцию, и вот сейчас они близки к победе и не хотят сдаваться из-за укрепления валюты».

Доходность шведских суверенных облигаций тоже ушла на отрицательную территорию: минус 0,34% по двухлетним и минус 0,006% по пятилетним. «Мы ждем, затаив дыхание, – говорит Аурелия Аугулит, валютный стратег Nordea. – Ситуация отчаянная».

У датского ЦБ по депозитам тоже отрицательная ставка, поэтому, чтобы помочь банкам, он увеличил лимит по счетам овернайт вчетверо до 145 млрд крон ($21 млрд). Ставка по счетам овернайт – нулевая. С января депозиты банков на счетах датского ЦБ утроились. В этом году Дания четырежды снижала ставку, чтобы сдержать укрепление кроны. Швейцария решила пойти еще дальше. Она заставила платить не только банки за право держать депозиты в ЦБ, но и инвесторов за право стать держателями ее облигаций. 8 апреля Швейцария разместила бонды на 377,9 млн франков с погашением в 2025 и 2049 гг. под -0,055%. «Страх перед возможной дефляцией и агрессивные действия центробанков вынуждают инвесторов привыкать к отрицательной доходности по бондам», – констатирует директор по инвестициям Circle Squared Alternative Investments Джеффри Сайка.

Вагон долларового поезда

Укрепившись к концу марта до $1,098, евро снова начал сдавать позиции и на момент сдачи материала стоил $1,0744. Делать ставку на то, что доллар перестанет дорожать, преждевременно, утверждают эксперты. «Некоторые из моих клиентов беспокоятся, что не успели запрыгнуть в последний вагон долларового поезда, но не думаю, что это уже поздно сделать, – говорит валютный стратег Russell Investments Мишель Дюшарм. – Есть серьезные причины, из-за которых США гораздо сильнее, а у Европы много проблем, связанных с ростом» (цитата по Bloomberg).

Агентство Bloomberg опросило лучших, по его данным, валютных экспертов – ING Group, Saxo Bank и Credit Suisse – о том, будет ли паритет и когда. ING ожидает, что к середине года будет паритет, а к концу года – $0,95 за евро. Несмотря на слабую ситуацию на рынке труда США, ФРС начнет повышение ставок до конца года: «Совершенно необязательно, что сильный доллар изменит экономический прогноз США», – отмечает валютный стратег ING Петр Крпата. Доля экспорта в экономике США не так велика: 14%, по данным Всемирного банка, по сравнению с 30% у Канады, 46% у Германии и по 80% у Нидерландов и Бельгии.

Credit Suisse ждет паритета к концу года. «Для изменения тренда нужно больше негативных сигналов», – говорит стратег Credit Suisse по валютам развивающихся стран Альвис Марино. А вот стратеги Saxo Bank полагают, что долларовое ралли выдыхается: возможно, еще недолго оно продержится.

Использована информация WSJ, FT