Год вовсе не потерян

С ЦКАД мы, возможно, вернемся к опыту предыдущих концессионных проектов/ Е. Разумный/ Ведомости

В самом начале Маргарита [Лютова, корреспондент «Ведомостей», модератор] говорила о «потерянном годе». Мне кажется, это не совсем так. Я посмотрел в интернете, какая была инфляция в 2005, 2006, 2007, 2008 гг.: от 9 до 13% с лишним. Когда начинались два проекта – новый выход на трассу Москва – Санкт-Петербург и обход Одинцова, – тоже было сложно. Все говорили: это невозможно, к вам никто не придет. Но обе дороги сданы. Одна уже работает на платной основе и, более того, вышла на свои плановые значения по доходности.

Более того, если вернуться в прошлый год, в самое непростое (с точки зрения прогнозов) время, то в ноябре мы заключили концессионное соглашение на выход трассы Москва – Санкт-Петербург из Санкт-Петербурга. А в 2015 г. мы планируем начинать новые проекты.

Так, мы заканчиваем предпроектные проработки по новой платной дороге от М4 «Дон» до Домодедова, начинаем предпроектные проработки по автодороге Краснодар – Абинск, а дальше – ответвление на Новороссийск и на транспортный переход через Керченский пролив.

Государственная компания «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор»)

Единственный учредитель – правительство РФ. Финансовые показатели (РСБУ, девять месяцев 2014 г.): выручка – 462,7 млн руб., чистая прибыль – 402,3 млн руб. Общая протяженность дорог в доверительном управлении – 2733,6 км (на начало 2014 г.).

Мы планируем приступить в этом году к предпроектным работам по новому коридору Москва – Казань, который начнется от обхода Балашихи и является составной частью коридора Западная Европа – Западный Китай.

У нас есть проект по ЦКАД. Мы включали для него самый жесткий стресс-тест – в 2 раза жестче, чем последний прогноз Минэкономики, и по инфляции, и по снижению трафика, связанного со падением деловой активности. Проект работает. То есть мы подставили в финансовую модель в 2 раза худшие показатели – а он работает.

С ЦКАД мы, возможно, вернемся к опыту предыдущих концессионных проектов. Когда мы готовили модель по пусковым комплексам ЦКАД № 3 и 4, то шли за рынком, шли за его пожеланиями. Тогда было понимание некой стабильности, и мы использовали фиксированные ставки. Но у нас есть концессия, которую мы считали по плавающим ставкам. И мы сейчас обсуждаем возможный возврат к такому инструменту.

Мы обсуждали и вариант с комбинированной ставкой. То есть фиксированная ставка на стадии строительства (которая понятна банкам и понятна с точки зрения фондирования) и плавающая ставка на стадии эксплуатации.

Я уверен в одном: бизнес готов идти в проекты. И он пытается найти для этого правильный инструментарий. Поэтому, мне кажется, что год не потерян, год только начинается. И сейчас еще рано говорить о том, потеряли мы или нашли.

Автор - первый заместитель председателя правления «Автодора»