Нет худа без добра

Федеральным дорожным агентством и Министерством транспорта было принято решение не снижать финансирование содержания дорог, которое в предыдущие годы достигло 100% от норматива/ Е.Разумный/ Ведомости

Как только начались те явления, которые запрещено называть кризисными, быстрее всего проявился негативный эффект. Во-первых, сокращается финансирование. Во-вторых, мы видим, что ставки в банках по кредитам для финансирования дорожного строительства и для финансирования проектов ГЧП, которые сейчас реализуются Федеральным дорожным агентством (ФАД), становятся неподъемными для инвесторов. И подрядчики начинают жаловаться.

Все согласны с тем, что кризис ничего положительного не несет. Но в тоже время это повод остановиться, оглядеться и продолжить движение вперед.

Дмитрий Прончатов

Окончил Санкт-Петербургский государственный университет («юриспруденция»). В 1998–2001 гг. работал юристом в госорганах. 2001–2004 гг. – на руководящих должностях в Калининском районном агентстве комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга. В 2004–2010 гг. – в администрации Санкт-Петербурга, был начальником аппарата вице-губернатора. 2010–2013 гг. – заместитель генерального директора по правовым и имущественным вопросам авиакомпании «Россия». С августа 2013 г. – советник руководителя Федерального дорожного агентства, с ноября 2013 г. – замруководителя агентства.

Федеральным дорожным агентством и Министерством транспорта было принято решение не снижать финансирование содержания дорог, которое в предыдущие годы достигло 100% от норматива. Это позволит подрядчикам смотреть с оптимизмом в будущее и хотя бы не сокращать темпы. Потому что и техника взята в лизинг, и набраны профессиональные команды, которые занимаются содержанием. Но, конечно, затраты на строительство новых дорог несколько сокращаются.

Поэтому сейчас есть смысл использовать новые инструменты. Наше управление строительства и те, кто отвечал за ввод новых объектов, всегда скептически относились к предложениям ФАД осуществить строительство какого-нибудь объекта на основе ГЧП. Сейчас, когда уменьшено финансирование на закладку новых объектов, мы целый ряд строящихся и планируемых к строительству объектов рассматриваем с точки зрения именно ГЧП.

И у нас намечается радостное событие. Это планируемое финансовое закрытие сделки по созданию системы взимания платы с грузовиков с разрешенной массой 12 т. То есть банк и концессионер все-таки достигли взаимопонимания, и этот проект будет реализовываться на довольно приемлемых условиях. То есть эта финансовая модель работает, причем с прибылью для инвестора.

Часть этих дополнительных средств по поручению президента РФ, которое он дал на Госсовете в октябре прошлого года в Новосибирске, пойдет на финансирование региональных проектов ГЧП, что добавляет нам оптимизма.

Мы отмечаем рост интереса регионов к освоению этих денег. Понятно, что сами они, с учетом ограниченных возможностей региональных бюджетов, не в состоянии самостоятельно реализовать крупные дорожные проекты. Но с помощью федеральных субсидий, скорее всего, можно будет успешно их реализовать. И мы в ближайший год ожидаем резкого роста числа реализуемых государственно-частных проектов за счет регионов.

Поэтому, несмотря на ряд возможных проблем, результаты мониторинга отрасли свидетельствуют об отсутствии массовых сокращений, хотя мы внимательно следим за ситуацией. А положительным моментом является более внимательное отношение к новым инструментам финансирования дорожной отрасли.

Автор - заместитель руководителя Федерального дорожного агентства