Платежная система уснула в канале

Банкиры предположили, что НСПК не работала из-за каналов связи Центробанка, сам ЦБ решительно опроверг эту гипотезу/ Е. Разумный/ Ведомости

В 2.00 мск пришло уведомление от банка-эквайера (Альфа-банк) о проблеме с внутрироссийскими транзакциями, причина – проблемы НСПК, говорит представитель «М.видео» Антон Пантелеев: «В 3.00 мск банк уведомил, что проблема решена по Альфа-банку, а к 8 утра – по остальным банкам». Это не затронуло продаж в круглосуточных магазинах сети, знает он, обращений от клиентов в колл-центр не было.

Сбой в Национальной системе платежных карт (НСПК) случился в ночь на среду и продлился около пяти часов, сообщил ее представитель: с 7.12 мск операции обрабатывались в штатном режиме.

Он заверил, что программное обеспечение работало и было доступно и часть банков успешно проводила операции через НСПК.

«В какой-то момент перестали ходить транзакции по нашим картам, мы получили несколько обращений от клиентов, операции по картам за границей, которые обрабатывают глобальные центры платежных систем, проходили нормально», – рассказывает руководитель департамента карточного бизнеса банка из топ-10. Хорошо, что это произошло ночью, продолжает он, а не в пятницу в 6 вечера, когда люди активно совершают покупки. Жалобы от клиентов поступали в основном из восточной части России, там уже было утро, указывает сотрудник банка из топ-10.

Некоторые держатели карт других банков не могли оплатить покупки в торговых точках, находящихся на эквайринговом обслуживании «ВТБ 24», сообщил представитель банка, а держатели карт «ВТБ 24» не могли расплатиться в некоторых магазинах, где эквайерами выступают другие банки.

Специалисты «Авангарда» круглосуточно следят за транзакциями, в банке сразу узнали о сбое, было и несколько звонков от клиентов, рассказал предправления банка «Авангард» Валерий Торхов: «Причины сбоя мы комментировать не можем, но известно, что не работали каналы связи, которые соединяют банки и НСПК, – ни основной, ни резервный». По его данным, под утро транзакции переключили на канал MasterCard, но практически сразу после этого проблема с НСПК была решена.

Сбой в НСПК в основном мог затронуть MasterCard, пока только она перевела трафик на НСПК. Visa до 31 мая работает по старой схеме, через международный процессинговый центр. «НСПК нас уведомила и о ситуации, и о ее разрешении», – сообщил представитель MasterCard.

Разъяснений от НСПК нет, говорит сотрудник крупного банка, по информации его знакомых в MasterCard, проблема связана со сбоем внутри самого ЦБ, НСПК использует его коммуникации.

Представитель ЦБ это опроверг: «Проблема была выявлена на уровне межсистемных настроек на канальном оборудовании внешних подключений к операционно-клиринговому центру НСПК». На вопрос «Ведомостей», предусмотрены ли за это штрафы, он ответил: «У НСПК есть SLA (соглашение об уровне услуг. – «Ведомости») с международными платежными системами, но запросов от них нет». Ту же причину сбоя назвал в среду вечером и представитель НСПК.

От НСПК приходили отказы с кодом «эмитент недоступен», т. е. получать сообщения о транзакции НСПК могла, а отправлять дальше – нет, объясняет сотрудник крупного банка: проблема не связана ни с программным обеспечением, ни с оборудованием, она на уровне коммуникации, НСПК не успела все предусмотреть.

Вряд ли НСПК не справилась с трафиком, говорит сотрудник банка из топ-10: Сбербанк перешел на НСПК полторы недели назад, и практически весь трафик его MasterCard обрабатывала НСПК.