Проекты на важных направлениях сохранены

На этот год стоит задача по завершению предынвестиционного цикла по ЦКАД/ М. Стулов/ Ведомости

Сегодняшняя конференция проходит в непростой для экономики нашей страны период, и слово кризис звучит в нашей повестке. Но вот губернатор Калужской области господин Артамонов своей команде запретил произносить это слово. И такой подход, наверное, тоже имеет право на существование. Потому что кризис – это время для консолидации, для осмысления политики реструктуризации бизнеса, да и политики в целом в той или иной отрасли. И это в полной мере относится к сфере транспорта.

Уже в 2014 г. мы увидели разнонаправленные тренды по объему грузооборота. Где-то он повышался, как в железнодорожном и воздушном транспорте. Где-то снижался. То же самое было и с пассажирооборотом. В большей степени положительные эмоции вызывала авиация, где мы достигли рекордных показателей и по объему перевозок, и по росту внутрирегиональных перевозок (на 18%). Но все равно оттенок тревожности присутствовал.

Максим Соколов

Окончил экономический факультет Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ). В 1989–1991 гг. обучался также на юридическом факультете СПбГУ. Кандидат экономических наук. 1991–1993 гг. – преподаватель экономического факультета СПбГУ. 1992–1999 гг. – генеральный директор компании «Росси». 1999–2004 гг. – генеральный директор «Корпорации С». 2004–2009 гг. – председатель комитета по инвестициям и стратегическим проектам правительства Санкт-Петербурга. 2009 г. – член правительства Санкт-Петербурга, председатель комитета экономического развития, промышленной политики и торговли. 4 декабря 2009 г. назначен директором департамента промышленности и инфраструктуры правительства РФ. 21 мая 2012 г. назначен министром транспорта РФ.

В связи с этим важно было, входя в 2015 год, четко понимать, что нас ожидает и какие меры мы можем предпринять для стабилизации ситуации, может даже, для перелома негативных тенденций. И здесь нельзя было не говорить о программах поддержки со стороны государства, об антикризисных мероприятиях <...>

Несмотря ни на что, мы не снимаем с повестки дня развитие столь значимого сегмента, как пассажирские перевозки. Это является залогом нормального функционирования всей экономики. И здесь для сохранения стабильности в железнодорожном транспорте – уже в рамках антикризисного плана правительства – был принят ряд мер.

Это, в частности, поддержанные правительством предложения об обнулении ставки НДС, которые сейчас рассматриваются в Госдуме. Это и дополнительные вливания – 8 млрд руб. – в финансовую модель железнодорожных перевозок. И это те меры, которые были заложены в прошлом году в наши бюджетные решения: по компенсации выпадающих доходов для перевозки пассажиров в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах.

В тоже время мы понимаем, что и авиаотрасль (особенно с учетом падения авиаперевозок, которое мы видим по итогам первых двух месяцев 2015 г.) нуждается в дополнительной поддержке. Недавно правительством РФ рассматривался и был внесен в Госдуму проект, предусматривающий снижение НДС с 18 до 10% для перевозок на внутрирегиональных авиалиниях. Это серьезная мера поддержки, которая позволит дополнительно привнести в отрасль порядка 20 млрд руб. и приблизить ее модель к точке безубыточности.

Я думаю, что мы будем рассматривать и еще ряд мер, которые могут быть реализованы в этом году.

Конечно, меры по оптимизации бюджета, которые сейчас рассматриваются в Госдуме, не могли не отразиться на наших планах. В первую очередь – инвестиционных планах, на которые, конечно, повлияло сокращение бюджетных расходов.

Но это не значит, что транспорт не будет развиваться в 2015 г. – и тем более в ближайшей перспективе. Мы оставили серьезные инвестиционные ресурсы на самых важных направлениях, которые являются ключом для развития не только транспортной системы, но и регионов, и целых отраслей экономики. В первую очередь это решение по БАМу и Транссибу – с использованием средств фонда национального благосостояния.

Также важнейшая задача сопряжена с развитием инфраструктуры для авиации, она направлена на подготовку к чемпионату мира по футболу 2018 г. Речь идет как о бюджетных, так и внебюджетных инвестициях во все аэропорты городов, которые будут задействованы при проведении ЧМ, а также в аэропорт Уфы, который в этом году примет саммит стран ШОС и БРИКС. Ну и в ряд других узловых и системообразующих аэропортов страны.

Мы понимаем, насколько важно для государства развитие Арктики. Поэтому проекты, связанные с развитием Северного морского пути и соответствующих портов (в первую очередь порта Сабетта), тоже остались в наших планах. Также это и порт Мурманск, хотя формально он к Северному морскому пути, который начинается от Карских Ворот, не относится. Но невозможно развивать этот коридор, который создает конкурентные преимущества в нашей стране, без мурманского транспортного узла, без портов Дальнего Востока, без транспортного узла Восточный – Находка. Потому эти инвестиции тоже были сохранены.

При этом мы не думаем, что инвестиции в транспорт в 2015-м и последующих годах могут быть только исключительно за счет государства, и рассчитываем на сотрудничество с инвесторами. В перспективе имеют хороший потенциал для привлечения внебюджетных инвестиций порт Тамань в Азово-Черноморском бассейне, проект Северного широтного хода, который обеспечит порт Сабетта не только морскими, но и железнодорожными связями.

Мы рассчитываем на привлечение инвесторов и в дорожное строительство. В прошлом году мы успешно провели пять конкурсов. На принципах ГЧП реализуется система взимания платы с 12-тонников (по концессии; например, на 7–8-м участках трассы М11 Москва – Санкт-Петербург. – «Ведомости»).

На этот год стоит задача по завершению предынвестиционного цикла по ЦКАД и ряда других проектов в дорожном строительстве <...>

Нужно комплексно подходить к задаче привлечения внебюджетных инвестиций в транспортный комплекс и точечно определять эффективность того или иного проекта.

Конечно, крупные проекты – можно их называть мегапроектами – нужны. Такие, которые преобразят нашу транспортную систему; сформируют полицентрическую модель и транспортного комплекса, и размещения производительных сил; станут мультипликатором для развития регионов и целых отраслей экономики. Но в тоже время в период экономической неопределенности политика малых дел может быть очень эффективной как раз для региональных проектов. Поэтому мы очень активно работаем с главами субъектов по формированию таких проектов ГЧП, которые являются точками роста на региональном уровне.

Есть проекты в Пермском крае, есть в Уфе, Татарстане, Нижнем Новгороде, Хабаровске, и сейчас время их запустить, в том числе с помощью федеральной поддержки. Конечно, ресурсов не всегда хватает. Но мы обсуждали системный подход к поиску ресурсов для поддержки региональных проектов ГЧП, и он тесно увязан как раз с вводом системы взимания платы с 12-тонников, которая заработает со следующего года.

Мы докладывали на президиуме Госсовета президенту РФ, что часть средств, которые будут собираться в федеральный бюджет за счет этого механизма (а это порядка 50 млрд и в перспективе, возможно, 60 млрд руб. год) можно будет как раз направлять в региональные дорожные фонды преимущественно для поддержки проектов ГЧП. Так что мы не только декларируем, но и предлагаем механизмы поддержки.

И хотя мы понимаем, что такого большого объема государственной поддержки, на которую мы рассчитывали еще год назад, не будет, это не повод опускать руки. Наоборот, стоит задача сконцентрировать усилия на основных прорывных направлениях.

Автор - министр транспорта РФ