К 2030 году навыки программирования понадобятся любому работнику

Почему российские школы не хотят учить этому детей
Школьники учатся азам программирования интуитивно. Смартфон или планшет есть почти у каждого/ F.FLORIN/ AFP

Наши проблемы в сфере образования во многом совпадают с теми, что сейчас бурно обсуждаются в США и других странах. Реформы назрели, и их надо проводить, если мы хотим, чтобы в ближайшем будущем на рынок труда вышли именно те специалисты, которые нужны экономике будущего, утверждает Дмитрий Песков, директор направления «Молодые профессионалы» АСИ. «Если вся экономика перейдет на работу в цифровом формате, то навыки программирования понадобятся всем», – поясняет он.

Уже сейчас появляется все больше профессий на стыке программирования, математики, физики, биоинженерии. И даже в таких гуманитарных сферах, как социология, психология, педагогика, использование IT-технологий все возрастает, отмечает Марина Левина, директор департамента по связям с общественностью, информационной политике и корпоративной ответственности Microsoft. В качестве примера она приводит историю томских студентов, выигравших пару лет назад финал международного конкурса Imagine Cup, который проводит Microsoft. Студенты создали проект на стыке технологий и медицины, придумав приложение M.D.Voice, которое на основе анализа изменений голоса диагностирует речевые заболевания на ранней стадии. «Сегодня тот, кто разбирается в информационных технологиях и мыслит категориями современных технологий, востребован в любой сфере», – говорит она.

От техники к творчеству

Митчелл Ресник, профессор Массачусетского технологического института (MIT), считает, что умение программировать дает работнику гораздо больше, чем просто технические навыки. Написание программных кодов развивает аналитическое мышление, учит мыслить логически и, как следствие, позволяет человеку лучше разобраться в экономических процессах, идет ли речь об отдельной отрасли или о макроэкономических тенденциях в целом. Кроме того, программирование развивает воображение, в значительной степени повышая креативность работника. Причем чем раньше начинается обучение, тем изобретательнее и креативнее становится человек. Взять хотя бы недавний случай с американским 10-летним мальчиком Донованом Ромеро-Брэтуэйтом. Оба его родителя – дизайнеры видеоигр, поэтому мальчик с раннего детства увлекается написанием программных кодов и занимается этим вместе со своим папой. Недавно Донован самостоятельно придумал компьютерную игру под названием Gunman Taco Truck. Ее герой – водитель фургончика, который продает мексиканские лепешки тако. Фургончик колесит по американским дорогам, встречая по пути страшных животных-мутантов, переживших ядерную войну. Водитель должен этих мутантов победить и приготовить из их мяса вкусную начинку для тако. Конечная цель – продать тако на городском рынке. Игра, придуманная Донованом, так понравилась пользователям интернета, что недавно лицензию на нее приобрела одна компания по разработке видеоигр. Теперь она планирует ее успешно продавать.

Частные курсы

В 2013 г. стартовал проект «IT школа Samsung» в 20 регионах России. Обучение пройдут 5000 человек, рассказывает Сергей Певнев, директор департамента корпоративных отношений штаб-квартиры Samsung Electronics по странам СНГ. Обучение базируется на школьной программе и готовит учеников старших классов к поступлению в вузы. Кроме того, школьники за год обучения научатся создавать мобильные приложения для устройств на платформе Android.

У нас в России тоже полно детей, которые изобретают игры или приложения для Android и побеждают со своими изобретениями в разных конкурсах, говорит на это Святослав Липский, заместитель директора по IT школы № 1353. Однако в России многие школы относятся к урокам программирования скептически.

Школы против

В США сегодня многие педагоги идут на тренинги по обучению программированию, чтобы потом включить написание программного кода в свой учебный план. Причем курсы посещают не только учителя математики, но и учителя английского, рассказывает Хади Партови, соучредитель некоммерческой организации Code.org, которая продвигает идею обучения программированию сызмальства. Однако, вздыхает он, большинство американских школ не спешат вводить программирование в качестве профилирующего предмета. А значит, они не смогут подготовить работников будущего.

В российских школах тоже пока программирование не преподают. «Нельзя сразу ввести это как часть курса информатики. Сначала надо разработать адекватные методы использования компьютерных технологий в обучающем процессе», – считает Липский. Он говорит, что сейчас трудно сказать, какое место займут компьютеры в нашей жизни лет через 5–6. Может быть, они будут управлять всей нашей жизнью, а может быть, их использование ограничат. В любом случае человек, посвящающий все свое время компьютеру, становится менее социальным и меньше интересуется другими сферами жизни. А это значит, что он будет только узким специалистом, а не всесторонне развитой личностью, полагает Липский.

Родители сомневаются

Опрос, который корреспонденты WSJ провели среди американских родителей, показал: американцы в своем большинстве хотят обучать детей программированию. Российские родители, отвечавшие на вопрос «Ведомостей», выразили больше сомнений. Не все одобряют увлечение своего чада компьютером и пытаются привить ему разные навыки с помощью более традиционных видов деятельности, будь то спорт, занятие танцами или живописью. «Конечно, программирование и создание таких продуктов развивает творческое мышление. Но не в меньшей степени его развивают другие виды деятельности, например создание иллюстраций для книги», – соглашается Липский. Чрезмерное увлечение компьютерами, на его взгляд, не сулит ничего хорошего. Всем известно о существовании киберзависимости.

Между тем, по данным Минэкономсвязи, российскому рынку информационных технологий в ближайшие 5–7 лет потребуется не менее 350 000 квалифицированных специалистов. Сегодня же только 10% школьников сдают ЕГЭ по информатике. «В ближайшее время дефицит кадров только возрастет», – считает Левина из Microsoft.

Песков в связи с этим вспоминает советские времена. Еще в 1980-е гг. в советских школах ввели обучение информатике. И это позволило стране воспитать целое поколение талантливых программистов, которые были не нужны советской экономике, но в 1990-е гг. создали все самые яркие российские IT-компании. По мнению Пескова, мы должны не забывать уроки истории.

Использованы материалы WSJ