ЦБ обошел стороной коллекторов-нерезидентов

Внесенные регулятором поправки в закон о кредитных историях не регулируют работу иностранных компаний, покупающих долги физлиц
Закон предусматривает наказание для тех, кто не будет отчитываться в бюро кредитных историй, в виде штрафа до 50 000 руб/ Д.Новожилов/ Ведомости

С 1 марта 2015 г. в силу вступили поправки в закон «О кредитных историях», обязывающие коллекторские агентства (которые купили долг, а не взыскивают его по агентской схеме) передавать информацию хотя бы в одно бюро кредитных историй в течение пяти дней. Ранее это должны были делать только банки и микрофинансовые организации.

Но коллекторы обнаружили в законе пробел – в нем не предусмотрена покупка долгов иностранными компаниями, хотя сейчас такие сделки может проводить инвестиционный фонд из любой юрисдикции. Чтобы отчитаться в кредитном бюро, компания должна указать свой идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и основной государственный регистрационный номер (ОГРН), следует из закона, однако нерезиденты, не имеющие зарегистрированных в России дочерних структур, таких данных предоставить не могут. Как именно следует поступать иностранцам, в законе не указано.

«Теперь отчитываться в бюро кредитных историй должны все вторичные кредиторы. Но программное обеспечение кредитных бюро устроено так, что для отчетности необходимо указывать ИНН и ОГРН. У нерезидентов такие классификаторы отсутствуют. У них есть некие аналоги, но нужны разъяснения ЦБ, какие из них можно использовать», – объяснила президент «Секвойя кредит консолидейшн» Елена Докучаева.

Закон предусматривает наказание для тех, кто не будет отчитываться в бюро кредитных историй, в виде штрафа до 50 000 руб. Кроме того, должник получает возможность подавать претензии и опротестовывать свою кредитную историю, если его платеж вовремя не учтен. «Если гражданин погасит долг, то эта информация не поступит в кредитное бюро, если его долг был куплен нерезидентом. А оштрафовать компанию будет сложно, так как она не действует в рамках российского закона», – указывает Докучаева.

Из иностранных коллекторских компаний в России через представительства (могут отчитываться в БКИ) работают Lindorff, Eos и «Востокфинанс групп». Самое известное из нерезидентов агентство – швейцарская DDM Group, у которой в России нет представительства. Она в декабре купила часть портфеля плохих долгов «Русского стандарта» на 22 млрд руб., сообщил сотрудник одного из российских коллекторских агентств и подтвердил человек, близкий к «Русскому стандарту». Сколько купили швейцарцы, ни тот ни другой не говорят.

В швейцарском офисе DDM «Ведомостям» сообщили, что пресс-службы у компании нет, и попросили направить запрос на общий информационный почтовый ящик. Ответа так и не поступило. В телефонном разговоре сотрудник компании заявил, что та будет соблюдать все требования, предъявляемые ЦБ и российскими законами. Однако не сказал, означает ли это, что швейцарцы намерены создать в России «дочку». Соединить с руководством компании он отказался.

По просьбе нескольких коллекторских компаний Объединенное кредитное бюро (ОКБ) обратилось в ЦБ с просьбой внести разъяснения, сообщил юрист одного из коллекторских агентств. Представитель ОКБ это подтвердил, однако заверил, что ответа на официальное обращение к ним пока не поступало.

В ответе пресс-службы ЦБ на запрос «Ведомостей» говорится, что регулятор считает допустимым отражение информации о наименовании юридического лица без указания ИНН и ОГРН. Представитель ЦБ отказался пояснить, будет ли регулятор вносить изменения в закон или выпускать дополнительную инструкцию.

Из ответа не совсем понятно, на каком основании предлагается нарушать требования закона о кредитных историях, сетует директор юридического департамента ОКБ Виктория Белых: «Сейчас закон требует указывать ОГРН и ИНН для каждого источника без исключений».

В ответе также говорится, что закон «О кредитных историях» не ограничивает участия юридических лиц, не зарегистрированных в России, поэтому при уступке им прав требования по обязательствам субъекта кредитной истории вышеперечисленные лица могут являться источниками формирования кредитных историй.

«Не ясна формулировка «могут». Источники или вправе, или обязаны, термина «могут» в законе нет, и таким правопреемникам, очевидно, необходимы дополнительные разъяснения, будут ли они, по мнению ЦБ, считаться нарушителями, если не будут передавать данные в бюро кредитных историй», – заключила Белых.