Google учится забывать

Решения о том, какие ссылки удалять из поисковых запросов, в Google принимает целая команда юристов, инженеров и менеджеров/ Jens Meyer/ AP

Ровно год назад европейские власти обязали Google по просьбам пользователей удалять из результатов поиска ссылки на информацию о них. Постановление Европейского суда по этому вопросу получило неофициальное название «право быть забытым». При этом компания должна сама рассматривать запросы и принимать решения, суд дал ей мало указаний относительно того, как это делать.

На конференции о конфиденциальности данных в Берлине представитель Google Петер Флейшер рассказал о механизме принятия таких решений. Ведущие специалисты Google в Европе собираются раз в неделю и решают, какую информацию можно удалить из результатов поиска. Как рассказал Флейшер, большинство запросов поступают к Google через форму подачи интернет-заявки. Сначала они направляются многочисленной команде юристов и инженеров, которые принимают решения по легким делам. Над запросами работают десятки людей, в основном в европейской штаб-квартире компании в Дублине.

За год Google получил более 250 000 запросов, касающихся 920 000 ссылок. Он согласился удалить 35% ссылок, 50% – отказался, а еще 15% до сих пор рассматривает. Люди, чьи запросы были отклонены, могут подать апелляцию в национальные агентства по защите данных, которые могут не согласиться с решением Google и распорядиться убрать контент.

Среди простых случаев, например, такие: без разрешения женщины опубликовано фото, где она загорает топлес, или ссылки на новости про людей, которые много лет назад были арестованы за мелкое воровство. По словам Флейшера, таких случаев очень много.

Более сложными случаями занимается комитет, состоящий из ведущих специалистов компании. Иногда приходится обращаться и к сторонним экспертам, например юристам определенной специальности. Сотрудники Google обсуждают каждую заявку, а затем голосуют. «Обычно решение принимается подавляющим большинством голосов. Но есть случаи, по которым наши мнения серьезно расходятся», – рассказал Флейшер.

В Google разработали критерии для принятия решений. Так, у известных общественных деятелей или медийных фигур меньше шансов на одобрение их заявок, тогда как ссылки по запросам от людей, совершивших преступления давно и с которых впоследствии была снята судимость, будут удалены с большей вероятностью.

Объявляя 13 мая 2014 г. свое решение, Европейский суд лишь пояснил, что можно удалять ссылки на неуместную, чрезмерную или устаревшую информацию. Но для этого Google приходится находить баланс между правом человека на неприкосновенность частной жизни и правом общества на получение информации.

Компания удаляет результаты только с европейских доменов, но не с google.com, хотя он тоже доступен в Европе. Регуляторы критикуют Google за это, заявляя, что могут попытаться юридически заставить компанию выполнить их распоряжения. «Позиция [Google] должна измениться», – считает Изабель Фальк-Пьерротен, руководитель французского ведомства по защите данных CNIL.

Депутаты ЕС рассматривают законопроект, по которому «право быть забытым» может распространиться не только на результаты поисковых запросов, но и на базы данных и сайты. В основу этого расширения может быть положен тот же подход – позволить компаниям самим разбираться с запросами пользователей. Они сталкиваются с некоторыми из тех проблем, что сейчас решают в Google. «Это гораздо больше, чем просто результаты поисковых запросов, – утверждает Эдуардо Устаран из юридической фирмы Hogan Lovells. – Это одна из самых масштабных политических дискуссий нашего времени».

WSJ, 13.05.2015, Алексей Невельский