Второй шанс Carrefour

Carrefour в 2008–2009 гг. уже пыталась начать работать в России/ М. Стулов/ Ведомости

Французская сеть Carrefour может выйти на российский рынок с помощью ближневосточного партнера. Компания Majid Al Futtaim из ОАЭ, владеющая франшизой на развитие магазинов Carrefour на Ближнем Востоке и в странах СНГ, «рассматривает возможность открытия в Казани своей сети гипермаркетов», говорится в сообщении на сайте правительства Республики Татарстан по итогам встречи местных чиновников с представителями Majid Al Futtaim.

Права, позволяющие открывать магазины Carrefour, в том числе в России, арабская компания получила в июне 2013 г., говорится в ее материалах. У Majid Al Futtaim Retail «есть несколько вариантов сотрудничества с Татарстаном, связанных со строительством и арендой помещений», заявил ее исполнительный директор Франк Витек.

Majid Al Futtaim – один из крупнейших ритейлеров на Ближнем Востоке, ее основатель Маджид аль-Футтаим – второй в списке богатейших предпринимателей ОАЭ (оценка Forbes в 2015 г.). Франчайзи Carrefour компания является с 1995 г. Сейчас под ее управлением 58 гипермаркетов и 65 супермаркетов в 12 странах, включая ОАЭ, Саудовскую Аравию, Египет, Пакистан, Грузию и др. В 2015 г. компания открыла первый Carrefour в Армении. Выручка Majid Al Futtaim за 2014 г. – $6,87 млрд.

Свои волнуются

Экспансия международных ритейлеров традиционно рассматривалась российскими сетями как отраслевой риск. Например, лидер российского рынка «Магнит» в отчете за 2014 г. написал, что некоторые его конкуренты – крупные международные компании – обладают более значительными возможностями привлекать ресурсы, чем он сам.

Ритейлер № 2 в мире, французская Carrefour в 2008–2009 гг. уже пыталась начать работать в России; она успела открыть два продовольственных гипермаркета (в Москве и Краснодаре) и начала подготовку к открытию в Липецке. Но в 2009 г. Carrefour покинула Россию, разочаровавшись в перспективах быстро сделаться здесь лидером рынка, говорилось в ее отчетности. Кроме того, рассказывали «Ведомостям» топ-менеджеры крупных российских розничных сетей, Carrefour встревожило изменение госрегулирования российского рынка: как раз готовился к принятию закон о торговле, установивший порог доминирования в муниципальных образованиях на уровне 25%. В начале 2010 г. российское представительство закрыл и крупнейший мировой ритейлер Walmart, не успевший открыть здесь ни одного магазина.

Международный бренд, финансирование и даже соглашения с местными властями еще не гарантия успеха в ритейле, считает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева: гипермаркет – технологически сложный формат с длительными сроками окупаемости, здесь критически важна отлаженная система закупки, логистики и IT. Кроме того, супермаркеты и гипермаркеты сделал уязвимыми спад в экономике: в их ассортименте относительно много премиальной продукции и непродовольственных товаров. Зато именно сейчас у сильных компаний есть шанс потеснить слабых игроков, наращивая долю рынка в расчете на последующее восстановление экономики, добавляет она.

Представитель головного офиса Carrefour от комментариев отказался.