Как торговать фасадом

Д. Новожилов/ Ведомости

Недавно в Сургуте мы разместили так называемую крышную конструкцию – рекламу известного автомобильного бренда – в виде логотипа автогиганта и его названия с использованием светодиодов. Светодиоды – самые качественные, технология – самая прогрессивная, яркость отменная, видимость широкая. Конечно, подобные технологии в наружной рекламе вызвали оживленный интерес со стороны жителей Сургута. Не разобравшись в ситуации, несколько возмущенных жителей «рекламного» дома обратились на местное телевидение с просьбой предать огласке невероятную «наглость рекламщиков».

В ходе журналистского расследования выяснилось, что все совсем не так плохо, как показалось на первый взгляд жильцам. И даже открылись некоторые приятные для них факты, ранее почему-то гражданам не известные. Между тем права, которыми располагают собственники жилья в России, могут принести реальную, в том числе финансовую, пользу жителю многоквартирного дома.

В соответствии с п. 2 ст. 44 Жилищного кодекса (ЖК) решения о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и об определении круга лиц, уполномоченных на заключение данных договоров, относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме. Таким образом, никто, кроме самих жильцов, не может разрешить установку какой-либо рекламы на их доме или на придомовой территории. Именно такое собрание и было проведено в сургутском доме, на котором мы разместили рекламу (очевидно, не все жильцы присутствовали на собрании, поэтому и произошла путаница).

Решения, принятые на общем собрании, оформляются протоколом, который подписывается председателем и секретарем собрания. С заверенной копией мы – «организация-рекламораспространитель» – идем за разрешением на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Заключаем договор с собственниками на условиях, определенных решением общего собрания, – он также нужен для получения разрешения.

В администрацию города нам, рекламщикам, вместе с протоколом и договором необходимо предоставить еще несколько документов. Перечень этот регламентируется на местах: например, в Москве действует ППМ № 814-ПП от 10 декабря 2013 г. департамента СМИ и рекламы, которое определяет более 20 документов, заверенных различными ведомствами. В любом случае список включает в себя всю техническую документацию, дизайн-проект, планы по монтажу, протокол собрания жильцов и договор с управляющей компанией (УК). В соответствии с п. 5 ст. 19 ФЗ «О рекламе» установлены предельные сроки заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции: не менее чем на 5 лет и не более чем на 10 лет.

А теперь самое важное. Жильцы наконец выяснили, что УК получила значительную сумму в рублях от медиахолдинга за размещение крышной конструкции. Более того, «лежачие полицейские» во дворе, ремонт двух подъездов, установка световых приборов – все это сделано за счет рекламодателей в прошлом году. А полученная УК сумма – за аренду крыши на год – будет распределяться исходя из пожеланий собственников. В соответствии с действующим законодательством жители могут каждый раз менять целевое назначение этих денег. Скажем, в этом году нужна детская площадка, в следующем – обновить асфальт во дворе, а еще через год капитальный ремонт запланирован.

Повышать или не повышать оплату за размещение рекламы на доме или придомовой территории – тоже решать жильцам. Некоторые особенно продвинутые уже давно пользуются этой возможностью и регулируют размер оплаты, исходя из собственных потребностей и «ценности» дома. Точнее, его расположения на одной из главных улиц города, или на развязке нескольких дорожных артерий, или в туристическом центре населенного пункта. В этом случае, конечно, жильцам нужно «включать» рыночные механизмы и аргументированно доказывать рекламщикам, что их доход должен быть выше.

Все тот же ЖК РФ вполне четко определяет, что платежи на счета УК осуществляются на условиях, определенных в договоре, и решением общего собрания может быть определен порядок расходования денежных средств. Собственники также сами определяют порядок отчетности уполномоченных лиц об их целевом использовании.

Кроме того, инициативу по размещению рекламы на доме могут проявить и сами жильцы. Внеочередное общее собрание может быть созвано по инициативе любого из собственников, о чем указано в ч. 2 ст. 45 ЖК РФ. Инициатор собрания в этом случае просто должен сообщить другим собственникам о проведении собрания не позднее чем за 10 дней до даты его проведения.

Стоит ли говорить о том, что возможность сэкономить на квартплате, а в перспективе еще и заработать на размещении рекламы на собственном доме обрадовала жильцов из Сургута? Но в большинстве городов, крупных и не очень, региональных столиц и экономических или туристических центров люди зачастую не знают собственных прав и не используют возможности в полной мере. Часто собственники жилья отказываются от наших предложений о сотрудничестве по трем причинам: лень тратить время на голосование, невозможно прийти к общему решению на собрании, страшно быть обманутыми. Хотя могу с уверенностью сказать, что все риски в этом случае уже давно учтены нашим законодательством и все отношения между нами и собственниками очень жестко регламентированы государством.

Автор – владелец медиахолдинга Maer Group