Кто с кем поделится

Искали баланс: как поделить доходы и расходы по справедливости

Мне кажется, что на стыке телекома и медиа могут развиваться проекты, связанные с прорывными инновациями; здесь есть возможности роста для рынка. Второе: есть возможности телекома, который знает практически все об абоненте. И здесь я опять-таки процитирую Евгения Васильева [генерального директора МТТ], которого все цитируют: нужно идти в ниши. То есть рынок общего контента, доступного всем, покрыт. А если вы начинаете производить контент для каких-то конкретных категорий, и этих категорий много, и вы знаете, кому конкретно его доставить, то в этом случае у вас есть шанс сделать прорывной проект.

Михаил Трегубенко, модератор, старший менеджер группы Telecom, Media and High-tech EY: Разрешите в начале нашей дискуссии дать слово коллеге из J’son & Partners Consulting Алексу Баркалову, который представит нам короткий обзор международных трендов на рынке телекома, контента и ОТТ-провайдеров.

Алекс Баркалов, руководитель офиса в США J’son & Partners Consulting: Я намеревался обсудить то, что, с моей точки зрения, является абсолютно удивительным – я имею в виду развитие ОТТ и телекома, их схождение, их синхронизацию. Думаю, что многие из этих трендов зародились в Китае. В последнее время я много времени проводил там. Мы реализовывали интересные LTT-проекты, в частности с WeChat, который принадлежит 50 Cent. Я хотел просто представить модель и подумать, насколько она переносима на российскую почву. В Китае, что очень интересно, WeChat – это доминирующий на рынке ОТТ-предложений игрок. WeChat похож на WhatsApp, у него 500 млн или 600 млн пользователей, а в мире, наверное, целый миллиард. Это мегаплатформа ОТТ, она позволяет обмениваться не только текстовыми сообщениями, но и медиафайлами и обсуждать медиа, смотреть мобильные видеоролики и т. д. <...>

В Китае к концу 2015 г. будет около 300 млн подписчиков на сети LTE, благодаря чему он обгонит крупнейший сегодня рынок по LTE в мире – США, где сейчас 148 млн подписчиков. На том и на другом рынке достаточно свободно используются медиа. Я бы это так сформулировал. В США очень много безлимитных тарифных планов для LTE, очень большой объем видео, ТВ-контента, активно развит стриминг. Я думаю, в Европе и других странах мира, конечно, происходит все то же самое, но в последний год ОТТ и мобильный мир сближаются очень быстро.

Могут ли они создать единую экосистему, обмениваться транзакциями, предоставлять мобильное видео по запросу и делить доход от таких транзакций так же, как это делают кредитные карточки – компании Visa, MasterCard? Может быть, [российским] мобильным операторам сейчас хочется вернуть свои доходы и не пустить их в США и Китай? Вот эти 300 млн ожидающихся абонентов в сетях LTE в Китае – и все остальные в других странах – возникли именно благодаря контенту. Премиальный контент в России может предоставляться эксклюзивно на мобильных платформах, что послужит толчком к развитию доходов мобильных операторов. Я придерживаюсь этой точки зрения.

Алекс Баркалов

ООО «Джейсон энд партнерс консалтинг» (J’son & Partners Consulting)
Владелец (ЕГРЮЛ, 2009 г.) – Светлана Водянова. Финансовые показатели не раскрываются. Стратегический консалтинг и анализ проектов в области телекоммуникаций, IT и медиа в России, странах СНГ и Центральной Азии.

Модератор: Было сказано очень важное: как сильно контент сейчас стимулирует развитие многих индустрий. Я хотел бы спросить Гульнару [Хасьянову] из «Система масс-медиа». Что вы думаете об этом тренде? Насколько производители контента будут стремиться все большей и большей частью value chain (цепочку создания стоимости) закрыть самостоятельно?

Гульнара Хасьянова, президент «Система масс-медиа»: Телеком – огромная отрасль с несколькими десятками миллиардов долларов, у медиа на порядок меньше доходов. Поэтому скрестить монстра с большим количеством игроков, которые производят контент, которые достаточно подвижны, очень сложно. И здесь проблема в том, что телекомоператоры, которые сейчас вкладывают в инфраструктуру, уже поняли, что достроить ее сейчас – не такой уж серьезный вызов.

Потому что покрытие в течение следующих пяти лет все равно приблизится к 95%, может быть, к 98%, – благодаря и государственным программам, и операторским планам по развитию. И ARPU не будет расти в ближайшие годы. Мы прекрасно понимаем, что за тот же ARPU клиент будет просить большую скорость. То есть оператор все равно станет вкладываться в инфраструктуру, увеличивая скорость, но рост монетизации здесь достаточно проблематичен. Поэтому в любом случае телекомоператорам нужно смотреть на другие рынки, в том числе и медиа.

Благодаря опять-таки телекомоператорам средняя скорость интернета в ближайшее время составит 10 мегабит в секунду. Эта среда комфортна для распространения видеоконтента. Вот такой первый тренд, который нужно для себя четко понимать.

Дальше. Покрытие интернета в ближайшие пять лет будет сопоставимо, наверное, с покрытием, например, телевизионного вещания – т. е. за 90%. Это второй тренд.

И третий тренд в том, что количество устройств, имеющих экран, в ближайшие три года увеличится приблизительно на 50% и достигнет примерно 150 млн. Это 50%-ный рост. Вот три ключевых фактора, которые свидетельствуют о том, что надо, наверное, заниматься видеоконтентом <...>

Денис Широкий

ОАО «Межрегиональный транзиттелеком» (МТТ)
Акционеры (доля голосующих акций): ООО «МТТ групп» (75%, владелец – фонд Alternative Capital, учрежденный Леонидом Рейманом и ВТБ), Birdman Investments Limited (25%, дочерняя структура ООО «МТТ групп»). Финансовые показатели (РСБУ, 2014 г.): выручка – 14,8 млрд руб., чистая прибыль – 75,6 млн руб.

Модератор: Коллеги, поскольку так часто звучит слово «телеком», хотелось бы дать возможность высказаться телекомоператорам. Взрывной рост инноваций в части контента и изменения структур в доставке этого контента – что в этой ситуации должен сделать телекомоператор? Как он должен в этот процесс встроиться? Не забывая при этом, что инвестирует-то именно он.

Виталий Шуб, советник президента ТТК: Я материалист и считаю, что материя первична, а сознание вторично. Материя в данном случае – это телекоммуникационная инфраструктура, технические средства доставки connectivity, контента, чего угодно. И без них никакой телекоммуникационный сервис не будет возможным. Как компьютер: какой бы хороший софт для него ни написали, он не может сделать больше того, что позволяет делать его процессор, – точно так же телемедийная отрасль является всего лишь надстройкой над физической инфраструктурой, которая позволяет эти сервисы доставить до потребителя.

Но возник очень интересный разрыв в отрасли. Потому что капитализация операторов, которая определяется биржей, начала стремительно расходиться с реальными активами операторов и их инвестициями, в том числе инвестициями в телекоммуникационную инфраструктуру. И сейчас мы видим очень интересную ситуацию, когда инфраструктура телекоммуникационных операторов практически являются бесплатной средой для создания бизнесов и создания стоимости, которая во много раз превышает биржевую стоимость операторов. И операторам это, естественно, не нравится, они ищут способы для того, чтобы вернуть ситуацию на прежнее место, когда первичное было первичным, а вторичное – вторичным.

Модератор: Денис [Широкий], чувствуете ли вы это давление со стороны контента? И что вы думаете насчет инвестиций? Я специально посмотрел ваше предложение. Помимо таких стандартных корпоративных услуг я видел, что у вас есть предложения с точки зрения IP-телефонии. То есть вы как раз активно пытаетесь в другие элементы этой цепочки пойти самостоятельно. Очень интересно – каково ваше мнение?

Денис Широкий, заместитель генерального директора по коммерции МТТ: В отличие от Виталия я приверженец другой «религии»: я считаю, что контент все-таки первичен, а средства доставки вторичны, как бы дико это ни звучало.

Виталий Шуб

ЗАО «Компания «Транстелеком» (ТТК)
Акционер – ОАО «РЖД» (100% минус 1 акция). Финансовые показатели (МСФО, 2013 г.): выручка – 27,4 млрд руб., чистая прибыль – 0,1 млрд руб. Протяженность волоконно-оптической сети связи, проложенной вдоль железных дорог, – более 76 000 км.

На самом деле мы очень положительно смотрим на инвестиции инфраструктурных операторов, мы очень довольны, что инфраструктурные операторы делают эти инвестиции, нам удается все больше и больше расширять линейку интеллектуальных ОТТ-сервисов.

В прошлом году мы обсуждали принципы сетевой нейтральности, применимые к ОТТ и к инфраструктурным операторам, но, к сожалению, за год существенных шагов предпринято не было. Да, операторы «большой тройки» подружились кто-то с WhatsApp, а кто-то с Facebook. Почему? Потому что у них есть большие базы. Вряд ли тобой как инфраструктурным оператором будут пользоваться, если ты базу заблокируешь или не дашь доступа к этому контенту.

С другой стороны, есть более мелкие игроки, которые создают более таргетированный, процитирую опять Евгения Васильева, нишевый продукт. И, к сожалению, в диалоге с инфраструктурными игроками очень сложно найти взаимопонимание, потому что любой стартап не представляет какой-то ценности в момент запуска: сложно оценить целевой спрос на продукт, повысит ли он монетизацию базовому оператору, будет ли абонент базового оператора платить за расширение полосы ради потребления этого контента. Ну и, конечно, все мессенджеры – они не требуют расширения полосы.

Мне кажется, что на этом рынке должна быть синергия и инфраструктурные операторы должны выработать четкую, прозрачную и понятную для всех игроков рынка модель. Если, грубо говоря, вход в сеть оператора должен быть компенсирован ОТТ-игроком, то эти правила и расценки должны быть понятны и открыты. Чтобы и мелкий провайдер ОТТ-сервиса, и такой гигант, как Facebook, получали на российском рынке более-менее равнозначные условия игры. Это позволит и монетизироваться, и, соответственно, развиваться стартапам, и четко считать бизнес-кейс на старте.

Модератор: Контент начинает немного побеждать в этой дискуссии, и много раз прозвучало слово «мессенджер», поэтому интересно мнение Сергея [Кравцова]. Что с контентом? Вы как раз платформа для его передачи или нечто большее?

Сергей Кравцов, генеральный директор 4talk: Компании, которые создают сервисы – мессенджеры, – «присасываются» к каким-то глобальным мобильным сетям, к интернет-сетям. Мы даем возможность пользователям бесконечно пробрасывать огромные лавины трафика, данных, медиафайлов. Мы являемся большой платформой.

Какие сегодня существуют большие мировые тренды? За последние пять лет очень серьезно выросли социальные сети. Но уже отчетливо видно, что глобальная аудитория устала играть в публичность. Все социальные сети стали очень тяжелыми, они перегружены рекламой, оно и понятно: таким компаниям, как Facebook, нужно, скажем так, оправдывать свою разогнанную капитализацию. И аудитория стала перебегать в такие мессенджеры, как наши.

И трафик на самом деле сегодня в закрытых мессенджерах, таких как WhatsApp, Viber, 4talk, Telegram, приблизительно такой же, как и у Facebook. По своим проектам, которые мы сделали, – QIP (клиент для передачи мгновенных сообщений через общедоступные серверы. – «Ведомости») и 4talk, крупные системы файлохранений, такие как 4shared, – это порядка 400 млн пользователей.

Куда все это дальше пойдет и каким образом мы думаем взаимодействовать с телекомом? А мы не думаем никак взаимодействовать с телекомом. Нас на самом деле все устраивает. Нам очень нравится, что за последние пять лет инфраструктурные операторы вложили миллиарды долларов и в больших городах появились LTE-сети. Нам очень нравится по этим сетям гонять безумное количество файлов, фотографий, мессенджинга. И самое главное – та инфраструктура, которую построили телекомоператоры, позволяет нам, разработчикам и инноваторам – а мы люди в какой-то степени эгоистичные по отношению к своим продуктам, – считать, что если не будет нас, то куда телекому свои провода продавать? А мы создаем проводам некую добавленную стоимость, добавленное качество потребления.

Гульнара Хасьянова

ОАО «Система масс-медиа»
Медиахолдинг. Акционеры: ОАО «АФК «Система» (69,27%), ООО «Система телеком активы» (22,91%), ЗАО «РВС» (7,15%), ОАО «МТС» (0,67%). Финансовые показатели (2014 г., данные АФК «Система»): выручка – 3,4 млрд руб., чистая прибыль – 0,1 млрд руб.

Если смотреть за развитием таких компаний, как Google, Apple, то они накопили избыточное количество денежной массы, и Google уже говорит о том, что он открывает продукты MVNO. Это значит, что в ближайшее время он начнет приобретать телекомкомпании, называть их Google Mobile или как угодно, неважно, – и при этом очень серьезно повышать ARPU, который сегодня у него есть от интернет-сервисов, от подписки, от фотографий.

Причем сервис будет выглядеть очень просто. Google сделает международный роуминг, интернет, он договорится со всем миром очень быстро и просто. Добавит до $10 абонентскую плату и скажет, что все сервисы Google теперь бесплатны. Этот эксперимент они поставили в Сан-Франциско, когда по всему городу проложили гигабитную оптику. И с удовольствием все пользуются бесплатным интернетом от Google. А доходы, получаемые от рекламы Google, абсолютно спокойно компенсируют все расходы на предоставление такого бесплатного интернета.

Виталий Шуб: Я от двух коллег – слева и справа – услышал совершенно замечательную фразу: мы, конечно, рады, что телекоммуникационные операторы инвестируют миллиарды долларов в свою инфраструктуру, создавая мегабитные потоки, гигабитные потоки, но, собственно говоря, нам телекоммуникационные операторы ведь не нужны, и телевизионные операторы нам не нужны, мы же совершенно спокойно к нашим абонентам проходим по интернету.

У меня возникает тогда в связи с этим вопрос: а интернет – это что? Это абсолютный вакуум? Это эфир? Насколько я понимаю, интернет – это и есть те самые телекоммуникационные операторы, которые создают connectivity. Они физически дают те самые мегабиты и гигабиты, которые позволяют работать мессенджерам, операторам VoD, ОТТ и т. д. и т. п. <...>

На рынке возникли угрожающие тенденции. Если посмотреть на статистику крупнейших генераторов видеотрафика в мире, то лидерами являются социальные сети. И это очень неприятный факт, потому что практически происходит слияние ОТТ-операторов и VoD-сервисов с социальными сетями. И UGC – контент, генерируемый абонентом, в конце концов начнет превалировать над контентом скачиваемым. Это приведет к тому, что сети надо будет перестраивать, потому что они должны становиться уже сугубо симметричными, когда прямой и обратный каналы имеют одинаковую пропускную способность. Вы понимаете, тогда получается совсем интересная ситуация: ОТТ-провайдеры забивают прямой канал к абоненту, а абоненты начинают активно перегружать обратный канал контентом тяжелым, генерируемым самостоятельно <...>

Сергей Кравцов

4talk Global Inc.
Основатели: Сергей Кравцов, Ильгам Зюлькорнеев, Георгий Хазан. По данным РБК, вложения основателей и венчурного фонда IMI.VC в проект облачного мессенджера 4talk Global превышают $1 млн.

Сергей Кравцов: А можно дополню сразу же? Давайте проще подходить. Весь бизнес телекомоператоров – достаточно просчитываемый и с достаточно понятной системой возврата денег. А, например, у компаний, которые создают игры, огромные риски: грубо говоря, делаешь 50 игр, а выстреливает две. Инфраструктурные операторы защищены тем, что в конечном счете есть абонент, которому продают услугу по известной цене.

А компании, которые производят игры, производят мессенджеры, они вообще не должны думать об инфраструктуре, потому что на рынке существует конкуренция. На рынке есть «большая тройка», сейчас четвертый оператор появится – все в каком-то виде понимают, каким образом они будут обслуживать пользователей, какие у них появятся нагрузки, какие сервисы появляются и какие полосы нужно делать. А если эти компании не в состоянии обеспечивать какие-то запасы по мощностям, то это не совсем проблемы сервисов в интернете.

У оператора есть абсолютная цена: вы хотите медленный интернет – платите 300 руб., хотите безлимитный быстрый интернет – платите $100. Так почему операторы жалуются? $100 не хватает? Так скажите 150, мы будем платить 150. Причем тут сервисы? <...>

Виталий Шуб: Телекоммуникационные операторы очень жестко зажаты рынком. И возможностей для резкого повышения тарифов, волюнтаристского, нет. Поэтому практически рынок сейчас развивается из принципа «больше сервиса за те же деньги», с тем чтобы просто остаться в игре <...>

Наверное, нужно было бы сказать следующее (я просто рисую идеальную картину, которой скорее всего никогда не будет). Абсолютно гениальные креаклы создают терабайты контента, который безумно востребован абонентами, готовыми платить за него любые или почти любые деньги. А благородные ОТТ-провайдеры, которые этот контент загружают по телекоммуникационным сетям практически каждому абоненту телекоммуникационного оператора, осознавая тяжелое положение оператора, входят с ним в модель разделения доходов. И благородно платят за использование инфраструктуры и проход по ней к абонентам. Наверное, в этом идеальном мире, в котором, я боюсь, никому из здесь присутствующих не удастся пожить, такое было бы возможно. Но реально, если говорить уж совсем жестко, одна из проблем современного рынка, на мой взгляд, уже просто как обычного телезрителя, состоит в том, что контент, который создается на локальном рынке, настолько неинтересен и маловостребован, что его очень сложно монетизировать. А раз его очень сложно монетизировать, то чем делиться?

Вот, я смотрю, на всех этих конференциях спрашивают ОТТ-операторов: как вы работаете? Как правило, ответ такой: пока мы тратим деньги. Давайте подождем, пока свободная рыночная среда создаст контент-генераторов, которые начнут наконец работать в плюс – сначала, возможно, на условиях бесплатного прохода по телекоммуникационной инфраструктуре. И если и когда они начнут генерировать значительный по меркам инфраструктурных провайдеров денежный поток, тогда можно будет с ними поговорить о том, как правильно делить и вместе зарабатывать деньги.