На классическом ТВ-рынке может стать тесно

Cейчас очень много разговоров про ОТТ: насколько этот сервис опасен для операторов классического линейного телевидения, насколько он интересен и востребован нашей новой абонентской базой.

Сделаю небольшой экскурс в историю. Несколько десятилетий назад, когда возникла возможность пускать по сетям передачи данных голос, появилось много операторов Voice over IP. Все было хорошо до момента, когда произошло регулирование данного процесса, но мало кто помнит, что возникли еще и технические проблемы.

Михаил Горячев

Окончил Московский государственный университет дизайна и технологии и Высшую школу корпоративного управления РАНХиГС. Диплом школы управления Университета Бад-Гарцбурга. Работал в Orange Business Services, в «РТКомм.РУ», в том числе замдиректора регионального развития. С 2007 г. – в «Комстар», с июня 2012 г. − руководитель направления ТВ-контента. В «Триколор ТВ» с декабря 2013  г.

Так вот. Я пользуюсь одним из ОТТ-операторов и в последнее время заметил, что если где-то с полгода назад HD-каналы на данной платформе работали вполне успешно, то сегодня, пользуясь услугой ОТТ и пользуясь ШПД от стороннего провайдера, я зачастую сталкиваюсь со сложностями.

Локальные местные сети (я имею в виду небольших операторов, которые еще присутствуют в экономике отрасли связи) уже просто не выдерживают тот объем трафика, который поступает к конечному абоненту. При этом крупные операторы – такие как МТС или «Ростелеком» – имеют отдельные телевизионные проекты и развивают свое телевидение как фиксированные сети связи. Поэтому, возможно, мы очень скоро столкнемся с тем, что ОТТ-сервис, который сейчас быстро растет и вызывает интерес абонентов, натолкнется на техническое ограничение сетей. И те мелкие операторы, которые предоставляют абоненту через свои широкополосные подключения доступ к ОТТ-сервисам, либо будут не заинтересованы в развитии качества услуги (умощнении каналов и аплинков), либо дозреют до того, чтобы ввести некие технические ограничения или попытаются договориться с ОТТ-оператором о взимании своей «копеечки» в пользу доступа непосредственно к серверу отдачи ОТТ-провайдера. Такое развитие событий – вполне вероятная перспектива.

Что касается производителей контента. Если обратить внимание на зарубежных игроков – Netflix, ВВС, Fox и др., то они стали проявлять интерес к созданию некоей отдельной среды доступа потенциальных абонентов к их линейному и нелинейному контенту. В этой ситуации возникает вопрос: какова здесь судьба операторов платного телевидения?

НАО «Национальная спутниковая компания» («Триколор ТВ»)

Акционеры: «ВТБ капитал» (25% плюс 1 акция), другие не раскрываются. Выручка в 2014 г. (данные компании) – 10,4 млрд руб., ARPU – 998 руб. Осуществляет цифровое вещание пакета телевизионных каналов на европейскую часть территории РФ, СФО, УрФО и часть ДФО. 11,01 млн подписчиков (I квартал 2015 г.).

Если все игроки и производители контента вдруг попытаются «монетизировать абонента», т. е. свои услуги, минуя сети операторов платного ТВ, то на чем последние будут зарабатывать? Это тема, которая потенциально может быть проблемой в развитии платного телевидения в новой цепочке телерадиовещания.

Что остается нам, классическим игрокам? Пока никто не отходил от больших экранов в плане «диванного телесмотрения». Это та массовая услуга, которая для большинства россиян по-прежнему является очень простой. Сел, включил телевизор (либо включил сначала приставку, потом включил телевизор), выбрал понравившийся канал и смотри себе на здоровье.

И я считаю, что на ОТТ-рынке операторам фиксированного, классического телевидения и производителям контента, желающим продавать его напрямую, в скором времени станет довольно тесно. Это может быть очередным шагом либо к разнообразным ценовым войнам, либо к войнам за контент. В частности, сейчас Netflix вынуждает НВО создавать продукт, который диктует непосредственно площадка, передающая этот контент до абонента. Возможно, в России очень скоро произойдет то же самое. Не буду фантазировать на эту тему, здесь самое главное для нас – сохранить возможность диалога. Так что операторам ОТТ-вещания, классического вещания, производителям телеконтента есть о чем подумать-поговорить.

Автор - директор по контенту «Триколор ТВ»