Procter & Gamble полезла в бутылку

PhotoXPress

Американцы разливают в плоский флакон едва ли не самое известное в России средство для мытья посуды Fairy, «Нэфис» – тоже очень популярное Sorti. По данным Synovate Comcon, узнаваемость бренда среди семей у Fairy – 70%, у Sorti – 53%. (У «Нэфис» есть свое посудомоющее средство с узнаваемостью 70% – AOS, но в другой бутылке.)

Procter & Gamble 17 февраля подала в Арбитражный суд Татарстана иск, в котором требует, чтобы «Нэфис» прекратила выпуск Sorti в сегодняшней упаковке, что будто бы нарушает исключительные права американской компании. «Копирует [зарегистрированные] форму бутылки и все ее графическое оформление, включая форму и цвет капли», – пояснил «Ведомостям» источник в Procter & Gamble. В российском представительстве компании от официальных комментариев отказались.

«Нэфис» подала встречный иск (принят к производству 20 мая), в котором просит признать регистрацию Procter & Gamble спорных товарных знаков недобросовестной конкуренцией.

Procter & Gamble в сентябре 2006 г. подала в Роспатент заявку на два товарных знака с плоской бутылкой, они зарегистрированы в разное время и оба охраняются до 8 сентября 2016 г. (данные Роспатента).

В первой тройке

В 2014 г. Procter & Gamble с объемом продаж 51,7 млрд руб. и долей 27,4% занимала 1-е место на российском рынке моющих средств для дома, 2-е – Henkel (30,8 млрд руб., 16,3%), 3-е – «Нэфис» (15,6 млрд руб., 8,3%), по данным Euromonitor.

«Нэфис» с марта 2002 по март 2006 г. зарегистрировала девять товарных знаков Sorti (из них сейчас действуют три), но без плоской бутылки. Производитель, впрочем, считает, что нет нужды регистрировать пресловутую бутылку, следует из аргументов его юристов в суде.

В предварительном судебном заседании 22 мая обе компании выстроили перед судьей пять флаконов из-под моющих средств. Procter & Gamble – из-под Fairy и Sorti, «сходные до степени смешения». «Нэфис» – из под Pril (производства Henkel), Bingo (Hayat kimya) и Colgate Palmolive (Colgate-Palmolive Company), причем последняя «по форме даже не сходна до степени смешения, а тождественна [плоской бутылке]», отметила представитель казанской компании. Все они, судя по сроку годности, выпущены раньше, чем Procter & Gamble подала заявку на товарный знак, подчеркнула она. Юрист также утверждает, что раньше этой даты «тождественный патент» на плоскую бутылку зарегистрировала Unilever.

«Нэфис» сообщила, что подала в палату по патентным спорам заявление с требованием запретить правовую охрану товарных знаков Fairy, и на этом основании попросила приостановить дело либо назначить экспертизу.

Представляющие Procter & Gamble юристы из московского офиса Jones Day возразили, что обвинения в недобросовестной конкуренции следует адресовать в антимонопольную службу.

Следующее заседание суда назначено на 9 июня.