Полмиллиарда на борьбу с Apple

Apple, которая раньше лишь продавала музыку через свой магазин iTunes, на этой неделе объявила о скором запуске аналога Spotify – стримингового сервиса Apple Music/ А. Гордеев/ Ведомости

Популярный шведский музыкальный сервис Spotify привлек $526 млн от консорциума инвесторов, сообщила The Wall Street Journal (WSJ). Единственным участником этого раунда финансирования, выпустившим официальный пресс-релиз, стал шведско-финский оператор TeliaSonera. Он сообщил, что стал владельцем 1,4% Spotify, заплатив за эту долю. Если исходить из этих данных, Spotify была оценена в $8,2 млрд. WSJ указывает немного другую оценку в этом раунде – $8,53 млрд.

По данным WSJ, среди новых инвесторов компании, кроме TeliaSonera, канадский хедж-фонд Senvest Capital, британские компании по управлению активами Baillie Gifford, Landsdowne Partners и Rinkelberg Capital, а также компания Discovery Capital Management. В сделке также участвуют американские инвесторы: компании Halcyon Asset Management, GSV Capital, D.E. Shaw & Co., Technology Crossover Ventures, Northzone и P. Schoenfeld Asset Management. Кроме того, в раунде приняли участие инвестбанк Goldman Sachs и один из фондов из Абу-Даби.

Музыкальная проверка

Главные прокуроры штатов Нью-Йорк и Коннектикут начали проверку соответствия антимонопольному законодательству сделок, заключенных Apple для создания ее нового сервиса потоковой музыки Apple Music, пишет WSJ. Они проверяют, не было ли сговора студий или фактов давления на них с целью привлечь их в новый сервис.

Последний раз Spotify привлекала финансирование в сентябре прошлого года. Тогда компания была оценена в $5 млрд, следует из материалов фонда GVS Capital, владеющего акциями Spotify. С момента своего основания шведская компания привлекла $1,1 млрд инвестиций. В частности, в 2011 г. Spotify получила $100 млн от консорциума инвесторов с участием фонда DST Global, которым управляет российский предприниматель Юрий Мильнер.

Столь крупные инвестиции нужны компании, чтобы успешно противостоять натиску нового конкурента на рынке музыкального стриминга – Apple, отмечает WSJ. Apple, которая раньше лишь продавала музыку через свой магазин iTunes, на этой неделе объявила о скором запуске аналога Spotify – стримингового сервиса Apple Music. Он позволит слушать музыку как из своей библиотеки iTunes, так и в режиме стриминга – т. е. не покупать отдельные музыкальные треки, а слушать их онлайн из каталога Apple.

Сервис Apple полностью платный – он будет стоить $9,99 в месяц. У Spotify другая бизнес-модель: ее пользователи могут слушать музыку бесплатно – за рекламу. Чтобы отказаться от рекламы, им придется заплатить за ежемесячную подписку $9,99 – ту же сумму, что предлагает Apple. По собственным данным, у Spotify сейчас 75 млн пользователей в мире, из них 20 млн платят за подписку.

Spotify была создана шведом Даниэлем Эком в 2008 г., она стала первым сервисом, предлагавшим пользователям бесплатно послушать музыку в режиме стриминга (т  е. слушать ее онлайн, не скачивая на компьютер или телефон). Несмотря на то что число платящих пользователей сервиса растет, Spotify все еще остается убыточным из-за высоких отчислений правообладателям. В начале 2015 г. Эк сообщил, что за всю историю своего существования его компания выплатила правообладателям $2 млрд. Тем не менее правообладатели и музыканты недовольны Spotify: они считают, что компания платит им слишком мало. В прошлом году певица Тэйлор Свифт изъяла каталог своих песен из Spotify, сообщив, что не хочет, чтобы ее музыка распространялась бесплатно.