Мороз США не страшен

Рынок ждет от председателя ФРС Джанет Йеллен постепенного повышения ставки/ A. Wong / GETTY IMAGES NORTH AMERICA / AFP

Экономика США во II квартале, по данным Бюро экономического анализа (BEA), выросла на 2,3% в годовом исчислении (медианный прогноз 80 аналитиков, опрошенных Bloomberg, составил 2,5%). Оценка за I квартал была пересмотрена в сторону повышения – со спада на 0,2% до роста на 0,6%. Это означает, что сильные морозы и забастовки в портах оказали на бизнес менее негативное воздействие, чем считалось раньше.

Ускорение экономики во II квартале во многом объясняется увеличением расходов домохозяйств и оживлением в экспортном секторе, которому помогло некоторое ослабление доллара после быстрого роста последнего в конце 2014 – начале 2015 г. Личные расходы выросли на 2,9% против 1,8% в I квартале. Свидетельством того, что потребители стали более активно тратить деньги, сэкономленные благодаря падению цен на бензин, стало снижение нормы сбережений до 4,8% с 5,2% кварталом ранее.

Экспорт рос быстрее импорта – 5,3% против 3,5%. Правда, бизнес продолжает с опаской смотреть в будущее – капиталовложения сократились на 0,6%, что стало худшим показателем с 2012 г.

«Улучшение на рынке труда вкупе с выгодами от низкой инфляции и падения цен на нефть – вот основные факторы, позволившие экономике продемонстрировать сильный рост, – говорит экономист Markit Крис Уильямсон. – Новые данные, и особенно пересмотр результатов за I квартал, снимают беспокойство относительно здоровья экономики».

Руководители ФРС по итогам заседания в среду дали понять, что по-прежнему готовы начать в этом году повышение ставок с нулевого уровня и затем постепенно нормализовывать денежную политику, в том числе благодаря «умеренно» растущей экономической активности. В заявлении ФРС нет указания, на каком из оставшихся трех заседаний, в сентябре, октябре или декабре, могут быть повышены ставки. «Если ситуация на рынке труда продолжит улучшаться, они, безусловно, готовы действовать» 16–17 сентября, считает Ким Шёнхольц, профессор экономики Stern School of Business при Нью-Йоркском университете. Но, по его мнению, большее значение для инвесторов имеет не время первого повышения ставок, а заверения руководства ФРС, что затем они будут поднимать их постепенно.

Одним из сдерживающих факторов для ФРС остается низкая инфляция. Председатель ФРС Джанет Йеллен и ее коллеги неоднократно заявляли, что планируют начать отказываться от ультрамягкой денежной политики, когда улучшится и стабилизируется ситуация на рынке труда и когда они будут достаточно уверены в том, что инфляция вернется к 2%. Безработица уже сократилась с 10% в 2009 г. до 5,3% в июне, однако предпочитаемый ФРС показатель инфляции, индекс цен на личные потребительские расходы (PCE), оставался ниже 2% более трех лет. Но и тут наметились улучшения: во II квартале индекс вырос на 2,2% в годовом исчислении, а базовая инфляция, не учитывающая цены на энергоресурсы и продовольствие, составила 1,8%.

BEA также уточнило показатели роста ВВП за предыдущие три года. Выяснилось, что экономика в 2012–2014 гг. росла еще медленнее, чем считалось ранее, – в среднем на 2,1% в год, а не на 2,4%. При этом индекс PCE рос чуть быстрее – на 1,4%, а не на 1,3% в год.

За первое полугодие этого года экономика выросла на 1,5% против 1,9% годом ранее.

В прошлом экономика после спада росла более высокими темпами, но, возможно, структурные изменения после Великой рецессии означают, что невысокие темпы роста стали новой нормой, считают некоторые экономисты. «По сравнению с прошлыми периодами восстановления нынешние темпы роста остаются очень слабыми. Но поскольку потенциальные темпы роста теперь тоже ниже, похоже, что нынешнего роста более чем достаточно, чтобы безработица снижалась», – пишет в отчете Джим О’Cалливан, главный экономист по США High Frequency Economics.

Использованы материалы WSJ, FT