«Лиггетт-Дукат» затянуло дымом

Производители сигарет вынуждены сокращать производство или искать новые рынки/ Е. Разумный/ Ведомости

Japan Tobacco International (JTI) решила закрыть табачную фабрику «Лиггетт-Дукат» в Москве до середины 2016 г., сообщила компания. Это связано с сокращением табачного рынка из-за многократного роста акцизов, говорит представитель JTI.

В России у JTI две фабрики по производству сигарет. Помимо «Лиггетт-Дукат» это петербургская «Петро». При этом по производству закрываемая фабрика третья среди всех предприятий компании. В 2014 г. российские фабрики «Лиггетт-Дукат» и «Петро» произвели 40,2 млрд и 77,1 млрд сигарет соответственно, говорит представитель JTI.

Даже с одной фабрикой JTI останется лидером рынка, утверждает компания. Но производство на «Петро» с закрытием «Лиггетт-Дуката» будет увеличено незначительно, уточнил представитель компании.

По итогам I квартала 2015 г. JTI сократила отгрузки почти на 19,9%, при этом весь рынок сократился на 9%. Причины – экономический спад, нормативные изменения и оптимизация товарных запасов, указывала компания в квартальном отчете, не раскрывая производство в натуральном выражении.

По оценкам Nielsen, которые «Ведомостям» предоставил один из производителей, доля JTI по результатам шести месяцев составила 33,63% рынка. Тогда как по окончании 2014 г. этот показатель был 34,9%, говорилось в ее отчетности. Philip Morris International (PMI) сообщала о росте доли на российском рынке по результатам шести месяцев на 0,8 п. п. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года до 27,6%.

За последние семь лет ставка акцизов на сигареты действительно выросла на порядок. В 2008 г. она составляла 120 руб. за 1000 шт. плюс 5,5% расчетной стоимости, но не меньше 142 руб. за 1000 шт., тогда как сейчас – 960 руб. плюс 11% стоимости, но не менее 1330 руб. По словам директора по корпоративным отношениям «БАТ Россия» Александра Лютого, с 2010 г. средняя пачка сигарет подорожала с 25 до 68 руб.

За полгода легальный табачный рынок в стране сократился на 6,5%, оценивал ранее вице-президент по корпоративным вопросам PMI в России Сергей Слипченко. Причины падения, говорил он, все те же: рост цен из-за повышения ставок акцизного налога и снижающаяся покупательная способность населения.

JTI одной из причин сокращения отгрузок называла «тактическую ценовую конкуренцию». Конкуренты придерживают цены, JTI же решила не участвовать в ценовой войне, уточнял ее представитель.

Другие табачные производители не намерены закрывать производство, говорят их представители. Лютый напомнил, что «БАТ Россия» еще в 2012 г. закрыла фабрику в Москве.

Чтобы справиться со снижением внутреннего рынка, производители намерены сделать ставку на экспорт. «БАТ Россия» в прошлом году экспортировала на 14% больше – 8,9 млрд сигарет, говорит Лютый. По словам директора по коммуникациям и связям с общественностью «Филип Моррис интернэшнл» в России Ирины Жуковой, компания в последние три года экспортирует примерно по 3 млрд сигарет – это 3–4% от российского производства. Наращивание экспорта компания считает «перспективной возможностью».

Наращивание экспорта из России не было прописано ни в одной стратегии международных производителей, это связано с меняющимися условиями рынка, говорит главный редактор отраслевого портала «Русский табак» Максим Королев. Табачный рынок постепенно снижается во всем мире. Но в России происходит резкий неожиданный спад, продолжает он. Экспортный потенциал есть, но он зависит от конъюнктуры в других странах. Где-то производство становится нерентабельным и его замещают экспортом, отмечает Королев.