Смартфоны против кризиса

80% выручки от продажи телефонов ритейлерам приносят смартфоны/ Е. Разумный/ Ведомости

Выручка от продажи телекоммуникационных устройств (смартфонов, сотовых телефонов, аксессуаров к ним и радиотелефонов) в первом полугодии 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. выросла на 1,8%, свидетельствуют данные мониторинга розничных продаж исследовательской компании GfK. Это единственный растущий сегмент на российском рынке бытовой техники и электроники, отмечают аналитики. Продажи компьютеров и оргтехники в денежном выражении по отношению к аналогичному периоду прошлого года в январе – июне 2015 г. сократились на 21%, фото- и видеотехники – на 32%, подчеркивают авторы отчета. Весь рынок техники и электроники за год уменьшился в денежном выражении на 15%, отмечает GfK. Сокращение в штуках составило 26%.

Самая заметная роль в выручке от продажи телекомустройств у смартфонов: на их долю приходится 80% доходов, отмечает замруководителя департамента GfK Наталья Моржова. В первом полугодии 2015 г. доходы от их продажи выросли по отношению к прошлому году примерно на 8%, при этом за первое полугодие было продано на 6% меньше смартфонов, чем в прошлом году.

Продажи смартфонов и другой техники в абсолютном выражении в деньгах и в штуках GfK не приводит.

Похожие данные по российскому рынку смартфонов – правда, за первые семь месяцев 2015 г. – приводит «Евросеть»: падение продаж год к году в штуках составило 6%, рост в деньгах – 7%. Доля смартфонов в общих продажах абонентских устройств выросла с 59 до 65% в штуках и с 88 до 91% – в деньгах, отмечает представитель ритейлера Ульяна Смольская. Выручка от продаж смартфонов растет из-за повышения рублевых цен на устройство, количество покупателей при этом снизилось, отмечает исполнительный вице-президент «Евросети» Виктор Луканин. На фоне кризиса растет популярность смартфонов нишевых брендов (B-брендов), отмечает он.

Лишь бы покупали

МТС стимулирует продажи смартфонов в своей сети. Для этого она еще весной снизила цены на интернет-устройства до закупочных (снижение достигает 30%), а с августа ввела обратную субсидию: абоненту, купившему в салоне МТС смартфон, за 2–3 года вернется на счет до половины его цены.

Расчеты оператора МТС также показывают, что продажи смартфонов выросли в деньгах (+7% год к году в первом полугодии 2015 г.). В первом полугодии 2015 г. было продано на 5,5% смартфонов меньше, чем за такой же период 2014 г., рассказывает представитель МТС Дмитрий Солодовников. А в салонах «Мегафона» продажи смартфонов с января по июнь в штуках выросли на 20%, утверждает его представитель.

Представитель «Связного» Мария Заикина не согласна с коллегами: она утверждает, что в первом полугодии 2015 г. рынок смартфонов год к году сократился в деньгах на 2%. По ее словам, за год средний чек на смартфон вырос на 10% до 9500 руб. Но другие категории портативной электроники падают сильнее, признает она. Например, выручка от продаж планшетов сократилась на 35%, утверждает Заикина. Некоторое оживление рынка портативной электроники она ожидает в IV квартале 2015 г.

Рост выручки от продаж смартфонов связан с миграцией части их моделей в более высокие ценовые сегменты, а в конечном итоге – с ростом цен на них, соглашается Моржова. В других сегментах снижение продаж в натуральном выражении не компенсируется ростом стоимости, отмечает она. То, что такое происходит со смартфонами, Моржова объясняет более коротким по сравнению с другой бытовой техникой и электроникой сроком замещения старых аппаратов новыми. Сейчас покупатель рассматривает состояние имеющихся у него цифровых гаджетов как «еще послужит» или «пора менять, не работает», отмечает Михаил Кулаков, руководитель направления цифровой техники компании GfK в России. Единственное устройство, которое потребитель обновляет раз в год или даже в полгода, – это смартфон, утверждает он.

Доля пользующихся смартфонами абонентов растет, говорят представители операторов. У МТС во II квартале 2015 г. она год к году выросла на 7,9% п. п. до 44,9%, у «Вымпелкома» – на 13,8 п. п. до 40,9%. С ростом парка смартфонов Солодовников связывает рост доходов компании от услуг мобильного интернета – за год он составил 23,4%. Абоненты МТС стали покупать больше дорогих, технологичных смартфонов с поддержкой LTE, которые позволяют потреблять больше трафика, отмечает он. Руководитель розницы МТС Арвидас Алутис раньше рассказывал «Ведомостям», что, как следствие, смартфоны увеличивают ARPU абонентов и их продажа становится очень выгодной операторам. Рост парка смартфонов – один из драйверов роста выручки от дата-сервисов, согласна представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. Доходы «Вымпелкома» от передачи данных выросли на 19%.