Рецессия по-китайски

На долю Китая в последние три года приходилось 35–40% мирового роста/ Tomohiro Ohsumi Bloomberg/ Bloomberg

Существенное замедление роста китайской экономики и отрицательное влияние этого и других факторов на развивающиеся страны могут привести к рецессии в мировой экономике в ближайшие годы. Об этом сказал на конференции Citi Media Summit, организованной в Лондоне Citigroup, главный экономист банка по развивающимся рынкам Дэвид Любин.

Роль развивающихся стран в мировой экономике и их популярность у инвесторов выросли по двум причинам, пояснил Любин: с 1990-х гг. отмечался резкий рост мировой торговли, а с начала 2000-х гг. – быстрый рост китайской экономики, который также стимулировал рост цен на сырьевые товары. Кроме того, Китай участвовал в развитии международных производственных цепочек, а это стимулировало увеличение торгового оборота.

Оба этих фактора теперь перестали работать, указывает Любин. В течение трех последних лет темпы роста мировой торговли были ниже темпов роста мировой экономики, а такого не было в жизни целого поколения. По данным ВТО, после 2010 г. средний рост мирового товарооборота не превышал 3% в год. Спрос на импорт в I квартале 2015 г. со стороны 17 крупнейших развивающихся стран впервые с 2009 г. способствовал не увеличению, а снижению мировой торговли – на 0,9 п. п. Сам Китай после мирового кризиса 2008–2009 гг. меняет модель экономического роста – переход от экспортно-ориентированной модели к стимулированию внутреннего спроса. Но к 2013 г. риски такой политики сильно выросли: значительно увеличился долг, эффективность внутренних инвестиций упала. Так, с 2008 г. госдолг Китая увеличился в 4 раза с $7 трлн до $28 трлн в 2014 г.

Признаки рецессии

МВФ традиционно, но неофициально считал рецессией для мировой экономики ее рост менее чем на 2,5–3%. Правда, такая точка зрения имела место до 2009 г., когда тогдашний главный экономист фонда Оливье Бланшар посчитал «непригодным говорить о рецессии при росте на 3%».

На долю Китая в последние три года приходилось 35–40% мирового роста. Риски мировой рецессии быстро и сильно выросли, отмечает главный экономист Citi Уиллем Баутер, рецессия теперь может быть наиболее вероятным сценарием (в Citi его оценивают в 40%) в ближайшие несколько лет. Реальные темпы роста мирового ВВП, рассчитанного по рыночным валютным курсам, будут постепенно снижаться с нынешних более 3% и достигнут 2% или даже меньше в середине 2016 г. Дно, вероятно, будет достигнуто в 2017 г., из рецессии мировая экономика может выйти только в 2018-м или 2019 г., полагают экономисты Citi (см. врез).

Дальнейшее замедление роста Китая может привести к тому, что темпы роста мировой экономики упадут ниже 2%, признал в июле директор по развивающимся рынкам Morgan Stanley Investment Management Ручир Шарма. Более 40% из 716 международных инвесторов, опрошенных Barclays, назвали слабый рост экономики Китая и других развивающихся стран главным риском для финансовых рынков в течение ближайшего года. 34% инвесторов собираются сокращать инвестиции в развивающиеся рынки, следует из опроса Bank of America Merrill Lynch. «Инвесторы и раньше допускали возможность замедления роста экономики Китая, но теперь они заняли еще более консервативную позицию», – отмечает главный инвестиционный стратег BofA Merrill Lynch Global Research Майкл Хартнетт.

Если рост в Китае сильно замедлится или даже перейдет в спад, то с учетом того, что Россия и Бразилия уже переживают рецессию, многие развивающиеся страны, и без того уже ослабленные, последуют за ними, полагает Баутер. Так, в I квартале средний темп роста ВВП развивающихся стран упал до 3,5% – минимального уровня со времен кризиса, указывает Бхану Баведжа из UBS (цитата по WSJ). Частично это объясняется снижением спроса Китая на их продукцию, а в случае с экспортерами сырья – и цен на ресурсы. Если же в развивающихся странах начнется рецессия, экономики развитых стран не смогут долго сопротивляться, чтобы не допустить сползания в рецессию мировой экономики. Правда, полагают в Citi, многие развитые страны сами смогут избежать спада и будут лишь расти более медленными темпами.

Правительства в сложной ситуации не готовы смягчать бюджетную политику. А на рынке частных расходов был кредитный бум, который завершился. Поэтому рост ВВП в развивающихся странах в этом году будет ниже 4% – впервые с 2001 г., считает Любин. Официальные темпы роста Китая могут составить в этом году 6,8%, а в следующие четыре года – 6,2–6,5%, полагают в Citi. Сами экономисты банка оценивают рост ВВП Китая в 4% или даже меньше (по официальным данным, рост ВВП составляет 7%). Многие эксперты не доверяют официальным цифрам и предпочитают ориентироваться на так называемый индекс Ли Кэцяна (премьер госсовета КНР) – альтернативную оценку экономического роста по таким признакам, как выработка электроэнергии и железнодорожные перевозки.

В этой ситуации есть лишь два выхода: или структурные реформы, но их почти никто не проводит (среди крупных развивающихся стран исключение составляют разве что Индия и Мексика), или переоценка развивающихся рынков, поэтому и упали курсы их валют, заключает Любин.