Ноль

Базовая ставка США в 0–0,25% годовых держится уже шесть лет, с конца 2008 г./ Federal Reserve

Федеральная резервная система США (ФРС) по завершении заседания объявила, что базовая ставка остается на прежнем уровне. Последние мировые экономические события, говорится в заявлении ФРС, могут сдержать экономическую активность и оказать дополнительное давление на инфляцию. Индекс Нью-Йоркской фондовой биржи сразу после обнародования решения ФРС упал на 0,7%, Dow Jones потерял 1%, S&P 500 – 1,1%. Доллар подешевел было на 50 коп., но затем вернул потерянное и на 21.20 мск стоил на Московской бирже 65,24 руб. Евро прибавил около 1%.

На пресс-конференции по окончании заседания руководители ФРС дали понять, что до конца 2015 г. ставка может быть повышена всего раз – до 0,4%. Долгосрочный прогноз ставки снижен с 3,8 до 3,5% – кривая повышения будет более плавной, чем предполагалось ранее, а прогноз роста ВВП на 2015 г. улучшен: 2,1% с ожидавшихся в июне 1,9%, но на 2016 г. ФРС прогнозирует более медленный рост, не 2,5%, а 2,3%. Достижение целевого показателя инфляции в 2% ожидается только в 2018 г.

ФРС рискует повторить свою же ошибку 2004 г. Тогда она позволила базовой инфляции устойчиво превысить уровень в 2%, что привело к перегреву рынка труда, напоминала президент Федерального резервного банка Канзас-Сити Эстер Джордж, сейчас ситуация, может, и выглядит иначе, но экономические тренды и опыт говорят об обратном.

Базовая ставка США в 0–0,25% годовых держится уже шесть лет, с конца 2008 г. Тогда же ФРС начала программу дешевых денег (выкупала казначейские облигации США), и с тех пор стоимость активов на балансе ФРС выросла с $900 млрд до $4,3 трлн. Программа обеспечила бурный рост финансовых рынков, безработица в США сократилась до 5,1%. Но инфляция остается ниже целевого показателя ФРС в 2% – зарплаты не растут.

Ситуация на рынке труда (безработица – 5,1%, минимум с апреля 2008 г.), данные по деловой активности, экономический рост (+3,7% во II квартале) – все говорило в пользу повышения ставки, сетуют аналитики «Сбербанк CIB». Единственным объяснением может быть волатильность на развивающихся рынках и неопределенность в экономике Китая, указывают аналитики. В июле основной фондовый индекс Китая Shanghai Composite потерял 14%, в августе – еще 12%, следом упали американские индексы: Dow Jones – на 3,13%, а S&P 500 – на 3,19%. Продолжая держать минимальные ставки, ФРС сама себя загоняет в угол, становится заложницей внешних экономических и финансовых шоков, пишут аналитики «ВТБ капитала».

Еще одна причина того, что ФРС не подняла ставку, – рост госдолга США, указывает гендиректор УК «Спутник. Управление активами» Александр Лосев, сейчас он уже $18,3 трлн (см. график): любое увеличение ставки скажется на стоимости его обслуживания.

Сильный доллар и без того мешает росту в производственном секторе, говорит главный аналитик «Нордеа банка» Денис Давыдов, а повышение ставки еще больше снизило бы конкурентоспособность производителей США.

Повышение могло бы ослабить обеспокоенность рынков, не согласны эксперты «Сбербанк CIB»: ФРС могла бы убить все сомнения, показать спокойствие и уверенность в перспективах экономики США. Ранее председатели сразу нескольких ЦБ развивающихся стран неоднократно обращались к ФРС с просьбой повысить ставку как можно скорее. «Неопределенность с моментом повышения ставки ФРС наносит больший ущерб, чем само повышение», – уверен, например, председатель ЦБ Перу Хулио Веларде.

Самый большой ущерб повышение ставки нанесло бы российскому рынку, говорится в отчете Moody’s. Из-за серьезных политико-экономических проблем и дестабилизации курса ужесточение монетарной политики США ударило бы по нему больней всего, пишут аналитики агентства, а возможностей для смягчения внешних шоков сейчас у России почти нет.

Повышение ставок негативно сказалось бы и на самой экономике США, считают аналитики Goldman Sachs: сворачивание кредитования инициирует спад инвестиций и потребления, на фоне дорогого доллара и ухудшения внешней торговли экономика войдет в рецессию. Кроме того, с повышением ставки выросли бы риски распродажи долговых бумаг – на 1–2 п. п., а это означало бы ужесточение кредитных условий. Так, в 2013 г. после заявления о скором завершении программы легких денег средняя доходность корпоративных облигаций подскочила с 5,2 до 7,2%, 10-летние гособлигации выросли с 1,7 до 3%.

В ожидании решения ФРС российский рынок замер: инвесторы воздерживались от открытия позиций, указывают аналитики «ВТБ капитала», большинство инвесторов заняли длинные позиции по доллару и короткие – по акциям и валютам развивающихся рынков и по сырьевым товарам.