Glencore стоит меньше, чем должна

Цена нефти, угля, а также меди, одним из крупнейших производителей которой стала Glencore после поглощения Xstrata, находится у многолетних минимумов/ Glencore

В понедельник акции Glencore обвалились более чем на 30%. В 16.15 мск акции стоили 66,7 пенса (снижение на 31,4%), в 19.15 мск – подросли до 68 пенсов за акцию. За день капитализация компании упала с 13,9 млрд до 9,9 млрд фунтов стерлингов ($21,1 млрд и $15 млрд соответственно). Акции Glencore стремительно дешевеют – с начала года по вчерашний день компания потеряла 77% капитализации. С момента IPO в 2011 г. акции трейдера потеряли 87%. В этом году Glencore показала наихудший результат среди всех компаний, входящих в британский фондовый индекс FTSE 100.

Glencore дешевеет, потому что инвесторы боятся: при столь низких ценах на сырье один из крупнейших сырьевых трейдеров мира не сможет обслуживать огромный долг. Если сырье останется таким же дешевым, как сейчас, Glencore придется тратить гораздо более значительную долю и без того сократившейся прибыли на обслуживание долга, который уже превысил рыночную капитализацию компании, написали в отчете аналитики Investec.

В первом полугодии у Glencore было $29,6 млрд долга. Рыночная капитализация компании сейчас составляет всего $15 млрд. В начале сентября генеральный директор Айван Глазенберг заявил, что планирует сократить долг на $10 млрд. Он предполагает отменить две выплаты дивидендов ($1,6 млрд по итогам 2015 г. и еще $800 млн промежуточных дивидендов в 2016 г.), продать часть активов, провести дополнительную эмиссию акций и проч. Допэмиссию компания уже провела – в середине сентября на 1,63 млрд фунтов стерлингов ($2,47 млрд). «Мы решили сделать баланс пуленепробиваемым», – заявил Глазенберг.

Если сырье не начнет дорожать, даже радикальные меры, принятые Glencore, позволят ей в лучшем случае остаться с минимальной прибылью: Investec даже не сможет использовать оценку прибыли в своей модели определения акционерной стоимости, предупредил аналитик компании Хантер Хиллкоут. Фактически долг становится равен 100% стоимости предприятия (EV, enterprise value, включает рыночную капитализацию и долг) и компания работает исключительно на его выплату, говорится в отчете Investec.

Отчет Investec повлиял на настроения трейдеров, однако эксперты отрасли сомневаются, что результаты Glencore будут столь плохи, пишет Financial Times (FT). Один из экспертов сказал газете, что аналитики прогнозируют EBITDA компании за год примерно в $8 млрд – при нынешних ценах на сырье.

Цена нефти, угля, а также меди, одним из крупнейших производителей которой стала Glencore после поглощения Xstrata, находится у многолетних минимумов.

Агентства Standard & Poor’s и Moody’s в сентябре снизили прогноз рейтинга Glencore (сейчас он на две ступени выше спекулятивного уровня) со «стабильного» на «негативный». Опасения относительно рейтинга снова выйдут на первый план, если цены на сырье снизятся еще на 5%, писали в отчете на прошлой неделе аналитики Goldman Sachs: «Негативная динамика акций в последнее время предполагает, что [на рынке] сохраняются существенные опасения относительно баланса компании, и от менеджмента требуются гораздо более решительные действия».

Трейдеры говорят, что Glencore следовало бы поискать стратегического партнера и привлечь у него капитал, чтобы снять вопросы относительно будущего, пишет FT. В пример трейдеры приводят инвестбанк Goldman Sachs, который на пике кризиса, осенью 2008 г., договорился с Уорреном Баффеттом о продаже ему привилегированных акций на $5 млрд.

У Glencore есть активы и в России: компания владеет долями в дочерних структурах «Русснефти», в этом году их предполагается конвертировать в 46% головной компании; Glencore International plc владеет 8,75% UC Rusal, а также контролирует Международную зерновую компанию (МЗК).

Представитель Glencore не ответил на вопрос «Ведомостей», собирается ли компания выходить из российских активов. Представитель «Русснефти», а также представители акционеров UC Rusal – En+, группы «Онэксим» и «Суала» – не ответили на вопросы «Ведомостей». Представитель МЗК отказался от комментариев, но ее сотрудник говорит, что планов выходить из этого бизнеса у Glencore нет.

Продавать доли в структурах «Русснефти» сейчас нецелесообразно: во-первых, на падающем рынке после обрушения цен на нефть нефтяные активы – это последнее, что можно продавать, а во-вторых, после консолидации «Русснефти» доля Glencore в головной компании будет стоить дороже, чем нынешние доли в ее структурах, уверен аналитик Small Letters Виталий Крюков.

Теоретически Glencore, конечно, может продать долю в UC Rusal, но погоды это не сделает, говорит аналитик Societe Generale Сергей Донской. Вчера на Гонконгской бирже доля Glencore в UC Rusal стоила $560 млн. Выходить на рынок с акциями в отсутствие стабильного роста цен на металлы неразумно, полагает Донской.

У МЗК хорошие активы, но сейчас, в принципе, невыгодно что-либо продавать, в том числе и в сельскохозяйственном бизнесе: аграрная экономика в мире переживает спад, заключает аналитик ИКАР Дмитрий Рылько.