Письмо


Самообследование вузов

На колонку «Не наши университеты» (№ 178 от 24.09.2015, стр. 07)

Кажется, автор не изучал ситуацию в нашей стране. Многие из сведений открыто публикуются и у нас (за исключением некоторых специфических показателей, связанных с платной системой образования: зарплата выпускников через 10 лет, средний долг за обучение и т. д.).

В действующем законодательстве есть достаточно много требований по открытости вузов (среди них обязательное публикование бюджета, отчетов о его исполнении, информации о трудоустройстве выпускников и конкурсе), все вузы обязаны ежегодно проводить «самообследование» и выкладывать в общий доступ отчет с большим количеством статистических данных (там очень много показателей). С другой стороны, для государственных вузов есть bus.gov.ru для финансовой отчетности и подробных сведений о выполнении госзадания (тут можно найти сведения о бюджетах или об изменении количества учащихся в вузах).

Результаты мониторинга вузов также доступны (с 2015 г. публикуются вместе с дополнительной информацией о каждом вузе, там очень много параметров): http://indicators.miccedu.ru/monitoring/

Другое дело, что на практике не все вузы открыты обществу или даже своим сотрудникам или студентам. Решения органов управления (ученые советы и т. п.), внутренние документы, финансовая отчетность – все эти вещи часто скрыты (несмотря на требования законов).

Сергей Моторин, Москва

Пенсия как гангрена

На новость «Голодец: Повышение пенсионного возраста в ближайшей исторической перспективе не планируется» (www.vedomosti.ru от 29.09.2015)

Я вот будущий пенсионер – и то согласна, что пенсионный возраст необходимо повышать. Постепенно, по полгода, не трогая тех, кому до пенсии осталось 10 лет и менее. Притом для женщин повышать сильнее, чем для мужчин (женщины статистически зарабатывают меньше, за них платят меньше взносов, а средняя продолжительность жизни женщин на пенсии в несколько раз больше, чем у мужчин). Накопительную систему не отменять, а развивать – это длинные деньги для инфраструктурных инвестиций, тогда как государственный Пенсионный фонд – это бездонная бочка, проедающая всё, что в нее попадает. <...> Сейчас Путин откладывает это болезненное решение до выборов 2018 г., но это все равно что пытаться спасти ногу, пораженную гангреной.

Ирина Чернецова, Москва