Капитал меняет русло

По словам Коллинза, главный фактор оттока капитала – погашение валютных корпоративных кредитов, особенно в Китае/ Mark Schiefelbein/ AP

Нетто-поток капитала на развивающихся рынках в этом году окажется отрицательным – впервые с 1988 г., говорится в опубликованном в четверг докладе Института международных финансов (IIF). Причем ухудшение ситуации наблюдается с двух сторон: иностранные инвесторы сокращают вложения в развивающиеся страны, а резиденты выводят все больше денег за рубеж. В отличие от кризиса 2008 г., который спровоцировали внешние факторы, нынешняя ситуация в основном объясняется внутренними проблемами развивающихся стран, указывает IIF: они отражают устойчивое падение темпов экономического роста и усугубляются обеспокоенностью ситуацией в Китае и проводимой Пекином политикой. Правда, есть и важный внешний фактор – сохраняющаяся неопределенность относительно повышения процентных ставок Федеральной резервной системой США.

По прогнозу IIF, приток иностранного капитала в развивающиеся страны упадет в этом году до $548 млрд: это вдвое ниже, чем в 2014 г., и даже меньше, чем в кризисном 2008 году, когда он превышал $700 млрд (см. график). Вместе с тем отток средств резидентов, постоянно растущий в годовом исчислении с 2009 г., заметно превысит $1 трлн. В результате сальдо по итогам года станет отрицательным, составив $540 млрд.

Ситуация с притоком и оттоком капитала резко ухудшилась в последние месяцы в условиях возросшей рыночной волатильности и падения аппетита к риску, отметил главный экономист IIF Чарльз Коллинз. «Теперь мы прогнозируем итоговый отток – впервые с тех пор как в конце 1980-х гг. было введено понятие emerging markets», – уточнил он. Термин emerging markets придумал Антуан ван Агтамаэль, долгое время проработавший в Международной финансовой корпорации (подразделение Всемирного банка) и бывший страстным проповедником инвестиций на развивающихся рынках. Впоследствии термин стал применяться по отношению не только к собственно рынкам, но и к развивающимся экономикам.

Значительный вклад в совокупный отток капитала в 2015 г. внесет Россия. По прогнозу Центробанка, чистый отток в этом году составит $85 млрд. Министерство экономического развития дает более высокую цифру – $93 млрд, а Всемирный банк ожидает $113 млрд.

В 2016 г., прогнозирует IIF, чистый отток сократится, но все равно останется отрицательным. Факторы, удерживающие капитал вне развивающихся рынков, будут действовать еще длительное время, быстрого улучшения ситуации не будет, уверен Коллинз. Об этом же говорила в среду директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард. Как она отметила, 2015 год будет пятым подряд годом замедления роста в развивающихся странах. Китай проводит фундаментальную трансформацию экономики, которая должна привести к более медленному, но устойчивому росту, однако из-за этого спрос Китая на сырье будет заметно меньше, чем раньше, заявила Лагард: «Это будет способствовать тому, что цены на сырьевые товары могут длительное время оставаться на низком уровне и политикам нужно будет приспосабливаться к этим изменениям, особенно в странах – крупных экспортерах сырья».

По словам Коллинза, главный фактор оттока капитала – погашение валютных корпоративных кредитов, особенно в Китае. По оценке IIF, за 10 лет долги компаний выросли более чем в 5 раз до $23,7 трлн. «Темпы накопления долга были просто ошеломительными. А они играют ключевую роль в качестве этого долга и последующем кризисе», – говорит Коллинз. Обслуживать долг многим компаниям из развивающихся стран стало гораздо сложнее в результате девальвации национальных валют в этом году. В результате, по оценке IIF, стоимость обслуживания, например в Бразилии, выросла на сумму, равную 7,3% ВВП, а в Турции – 6,2% ВВП.

Банки стран, компании которых имеют активы и обязательства в разных валютах, а также большие незахеджированные позиции в иностранных валютах, несут существенные риски, пишет в отчете агентство Standard & Poor’s. В регионе ЕМЕА (Европа, Ближний Восток, Африка) это касается прежде всего банков Азербайджана, Казахстана, Украины и Нигерии. Также есть риски, чрезмерной зависимости от фондирования в иностранной валюте и значительной доли валютных депозитов.