Локализация нужна сверху донизу


Меры поддержки однозначно нужны, но они никак не могут быть панацеей, которая избавит нас от всех болезней и решит все наши задачи. Нужно говорить о более фундаментальном подходе – и опять-таки не с точки зрения правительства, а с нашей точки зрения как сообщества автомобилестроителей.

Мы говорим о переходе покупателя в более доступный сегмент – рост сегмента B (small cars) составил около 30%. Мы запустили Ford Fiesta в Набережных Челнах, и двигатели как раз нашего завода в Елабуге, который мы ввели недавно (3 сентября в особой экономической зоне «Алабуга»; по данным компании, годовая мощность – 105 000 двигателей с возможностью увеличения до 200 000, инвестиции – $275 млн. – «Ведомости»), пойдут на Fiesta. Благодаря Fiesta у нас в августе был 17%-ный рост продаж (т. е. здесь мы идем немножко не в тренде со всем рынком), этот положительный момент обусловлен тем, что Fiesta у нас самый высоколокализованный продукт из тех, что мы запустили. И рост за счет Fiesta говорит о том, что направление, которое мы выбираем с точки зрения локализации, – правильная стратегия. Необходимо быть интегрированными в экономику страны, работать в рублевой зоне, в национальной валюте, чтобы гарантировать стабильность и за счет мер эффективности покрывать инфляционный процесс. Мы производим семь моделей (во Всеволожске– обновленные Focus и новый Mondeo; в Елабуге – новый Transit, обновленный Kuga, Explorer; в Набережных Челнах – Eco Sport и Fiesta в сегменте B), средний возраст всех моделей, которые мы производим в России, – менее одного года: очень свежая линейка на сегодняшний день. [Мы используем] более 300 локализованных компонентов, очень значимая часть – те, которые в том числе идут на Fiesta, [у нас] 70 российских поставщиков.

Адиль Ширинов

Окончил Нижегородский институт иностранных языков, MBA в Международном институте менеджмента, Санкт-Петербург (IMISP). С 1999 по 2002 г. – в Ford Motor Company: директор по производственным и непроизводственным закупкам, затем региональный директор по закупкам (Поволжье). До назначения в Ford Sollers (в 2011 г.) – заместитель гендиректора и коммерческий директор «Соллерса», гендиректор «Соллерс-Исузу».

Наша основная задача – построить вертикально-интегрированный процесс локализации. Мы сегодня говорим о 80–70–60–50–40% локализации [по разным маркам и моделям автомобилей]. Но давайте посмотрим отдельно на производителей компонентов – какой у него уровень локализации, сколько локальной составляющей? Сборка на территории Российской Федерации – это только часть локализации <...> развивать автомобилестроение, не импортируя сырье, – вот фундаментальная задача, которой необходимо заниматься. Сегодня мы решили эту задачу в Татарстане с его нефтехимическим комплексом, и можно говорить о многих регионах, где развита нефтехимия, – Омская область, Томская область, Башкирия и др., говорить о том, что однозначно нужно решить задачу 100%-ной локализации сырья в России и не импортировать материал, который страна может производить сама. Это даст развитие экономики, создание добавленной стоимости, создание рабочих мест, развитие технологий.

Пока мы привозим более 50 или 60% либо сырья, либо [простых] компонентов от поставщиков 2–3-го уровней за евро или доллары в условиях волатильности национальной валюты, о серьезной локализации в долгосрочной перспективе говорить невозможно.

В Татарстане более 150 наименований изделий, в том числе детали интерьера и экстерьера, инструментальные панели, дверные панели, делается из компаунда, произведенного в республике и включенного в глобальную базу данных компании Ford, – это ответ на разговоры, что «вот нет в России компаунда, из которого можно было бы производить по европейской, по глобальной спецификации». А его удельный вес в себестоимости производства деталей интерьера, экстерьера – от 45 до 70%, наверное.

Ford Sollers Netherlands B.V.

СП Ford Motor Company (50,1%) и ОАО «Соллерс» (49,9%). Финансовые показатели входящих в СП компаний (РСБУ, 2014 г.): ООО «Форд соллерс холдинг»: выручка – 54,9 млрд руб., чистый убыток – 3,2 млрд руб.; ЗАО «Форд мотор компани»: выручка – 17,98 млрд руб., прибыль – 126 млн руб.; ООО «Форд Соллерс Елабуга»: выручка – 23,7 млрд руб., чистый убыток – 1,5 млрд руб. Продажи за 8 месяцев 2015 г. (данные AEБ): 21 718 автомобилей (доля на российском рынке – 2,1%).

Если посмотреть на кузов Fiesta, то мы используем отечественную сталь «Северстали» и Магнитки (мало того – штампуем [детали] в Елабуге), но достаточно мало. Нужны высокопрочные стали, боросодержащие – это следующее поколение. Металлурги могут освоить их производство (но нужны меры стимулирования, чтобы поддержать те небольшие объемы, которые на сегодняшний день необходимо делать), а сейчас порядка 60% стали продолжает импортироваться. Это при наличии мощнейших комбинатов, которые сегодня могут работать на мировом уровне. Резинотехнические изделия или смеси резинотехнические – почти 100% идет по импорту. При наличии нефтехимического комплекса. Импортируется 90% полимеров, а это все детали интерьера, экстерьера из пластика. Где мы берем нержавеющие трубы? Мы их импортируем на 100% <...> труб, которые мы завозим, чтобы производить выхлопные системы, наверное, хватило бы опоясать земной шар несколько раз. Сотни раз. И долго мы будем продолжать это делать?

Вернусь еще к нашему двигательному заводу. В блоке цилиндра, головке цилиндра, коленвале, поршнях сырье – алюминий – российское. Плюс процессы мехобработки блока цилиндра, головки цилиндра, коленвала – все полностью происходит на заводе. И потом уже идет операция сборки. Это единственно правильный подход для того, чтобы гарантировать стабильность и работать в национальной валюте.

Наверное, вот это направление я бы рекомендовал: отдельно изучить состояние компонентной базы и четко расставить акценты насчет трактовки, когда мы говорим об уровне и процентах локализации. И выстраивать процесс с точки зрения не количественной локализации, а именно интеграции.

Автор - первый вице-президент и исполнительный директор Ford Sollers