Газомоторный бум


Я представляю отрасль, наименее пострадавшую, как следует из выступления Александра Николаевича [Морозова], – автобусную. Volgabus – холдинг, который производит автобусы большого и среднего классов. В своей линейке мы имеем машины как классические дизельные, так и газомоторные, которые сегодня более актуальны на рынке. Вы помните названную уже цифру: практически 18% продаж и производства автобусных заводов нашей страны идет по программе поддержки поставки автомобильной техники и техники ЖКХ по газомоторному направлению (по распоряжению правительства № 1027 от 8 октября 2014 г. Минпромторг субсидировал регионам закупку газомоторных автобусов и техники для ЖКХ в 2014 г. на 3,77 млрд руб.; в 2015 г. по постановлению правительства № 242 от 17 марта 2015 г. предусмотрено 3 млрд руб. субсидий в рамках подпрограммы «Автомобильная промышленность» государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». – «Ведомости»). Если еще глубже цифры посмотреть, то не 18%, а почти 60% – как раз производство автобусов большого и среднего классов. То есть получается, что без этой программы положение производителей было бы катастрофическим.

Алексей Бакулин

Окончил Волгоградскую академию госслужбы (сейчас – филиал РАНХиГС). Кандидат экономических наук. Возглавлял автобусный завод «Волжанин». С 2006 г. – учредитель, основной акционер и гендиректор холдинга Volgabus.

Фактически подобные меры, если они появляются, побуждают муниципалитеты и региональные власти к новым закупкам, [иначе] у них никакого стимула обновлять подвижной состав нет. Из всех 89 регионов страны только в одном мы можем прогнозировать, когда будет замена транспорта, – в Санкт-Петербурге. Там есть программа, устанавливающая, что автобусы, которые выходят на социальные и коммерческие маршруты, должны быть не старше пяти и семи лет [соответственно]. А в основном, к сожалению, наших людей возят на автохламе. И проблемы с безопасностью, жуткие катастрофы на дорогах во многом связаны с возрастом подвижного состава. Главная проблема в том, что регионы, может, и хотели бы участвовать в программе, но не успевают в своих бюджетах сделать корректировки, чтобы внести небольшие на самом деле суммы – как те 5%, которые требуются на софинансирование. Потому что поздно появляются эти программы [в текущем, а не предшествующем году]. Мы наконец-то увидели серьезный интерес к ним частных коммерческих перевозчиков, но если регион не подал заявку и не смог обеспечить эти пресловутые 5%, то и частники выпадают из программы. Хотелось бы, во-первых, чтобы в следующей программе (если она будет) было предусмотрено участие именно частных перевозчиков, во-вторых, чтобы зависимость от региональных бюджетов была минимальной.

ООО «Волгабас» (Volgabus)

У Алексея Бакулина – 86,59%, у КБ «Региональный кредит» – 13,41% (из них 84,16% – у Артема Аветисяна, остальное – у ООО «Волгабас»). Выручка (РСБУ в 2014 г.) – 3,4 млрд руб., чистая прибыль – 7,9 млн руб. За 7 месяцев 2015 г. произвел 255 автобусов.

Эта программа должна быть также синхронизирована еще и с постановлением правительства, что к 2020 г. доля газомоторной техники – пассажирской и ЖКХ, особенно в больших городах, – должна достигнуть 50% (см. врез). Остается не так много времени, поэтому программу нужно делать более активно. Мы за последние 15 месяцев поставили порядка 300 автобусов, эти 300 автобусов дают ежедневную экономию в 1 млн руб. для пассажирских компаний. Почему еще возник сегодня такой максимальный интерес частных перевозчиков? Потому что «Газпром» начинает реализовывать программу по развитию инфраструктуры – появляются [газовые] заправки.

Программа обновления

Согласно распоряжению правительства РФ № 767-р от 13 мая 2014 г. в субъектах Федерации к 2020 г. использование природного газа в качестве моторного топлива на общественном автомобильном транспорте и транспорте дорожно-коммунальных служб должно быть доведено до следующих уровней: в городах с населением более 1 млн человек – до 50%; более 300 000 человек – до 30%; более 100 000 человек (города и населенные пункты) – до 10% общего количества единиц техники. В соответствии с этими нормативами до 2020 г. должно быть закуплено около 19 500 автобусов и 23 700 единиц техники для ЖКХ, работающих на газомоторном топливе. Темпы обновления парка должны составлять около 2800 автобусов и 3400 единиц техники для ЖКХ в год.

Небольшая ремарка по поводу локализации, благодаря которой мы смогли удержать рост цен на газомоторные автобусы в пределах 11–12%. Когда мы согласовывали цены с покупателями в регионах, курс национальной валюты был один, а когда проходили конкурсы [на поставки автобусов], он стал совершенно другим. И на помощь пришли локальные [российские] производители, которые сегодня делают кузов и все, что касается интерьера и экстерьера. Раньше практически 50% стекол, дверей, систем вентиляции, кондиционирования привозилось из Польши, Турции, Китая, а сейчас почти все производится в России.

Автор - генеральный директор Volgabus*