«В контакте» подгоняет Mail.ru

«В контакте» обеспечивает половину роста доходов Mail.ru Group/ Е. Разумный/ Ведомости

Аналитику «Открытие капитала» Александру Венграновичу не очень ясно, почему ухудшилась монетизация через платежи: другие мессенджеры и социальные сети успешно продают пользователям разные сервисы. Возможно, причина в переходе пользователей на мобильные устройства, где платные сервисы Mail.ru Group пока мало востребованы, предполагает аналитик.

Выручка Mail.ru Group в III квартале 2015 г. выросла на 13% к уровню годичной давности до 9,5 млрд руб., сообщила компания. Это выше прогноза аналитиков, опрошенных «Интерфаксом»: они ожидали 9,2 млрд руб.

Больше всего выросли доходы от интернет-рекламы – на 26,7% до 3,7 млрд руб. Аналитики ждали, что выручка этого сегмента будет ниже – 3,1–3,4 млрд руб. Бизнес-климат в III квартале оставался непростым, признает гендиректор Mail.ru Group Дмитрий Гришин. Но еще во II квартале ситуация на рекламном рынке начала стабилизироваться, эта тенденция сохранилась и в июле – сентябре, отмечает он. Рекламный рынок в России начал восстанавливаться, подтверждал недавно гендиректор крупнейшего российского селлера рекламы Vi Сергей Васильев.

Хорошо росли, по словам Гришина, и продажи таргетированной рекламы, особенно мобильной в социальной сети «В контакте». В первом полугодии дневная аудитория «В контакте» и «Одноклассников», входящих в эти сети с мобильных устройств, впервые превысила аудиторию пользователей ПК; перевес сохранился и в III квартале.

Выручка от многопользовательских (MMO) игр увеличилась год к году на 15,3% до 2,2 млрд руб. В первой половине года выручка этого подразделения выросла всего на 1,4%. Гришин объясняет ускорение удачным запуском игр Skyforge (на зарубежных рынках) и Armored Warfare (в России, Европе и Северной Америке). А вот платежи пользователей за онлайн-покупки и услуги в соцсетях и мессенджерах сократились на 0,6% до 2,8 млрд руб. из-за курса рубля: покупательная способность людей снизилась, объясняет близкий к группе человек. В I полугодии пользовательские платежи выросли у Mail.ru Group на 11%.

«В контакте» по-прежнему драйвер роста бизнеса всей группы. Выручка этой социальной сети выросла в III квартале 2015 г. на 55,4% до 1,5 млрд руб., стимулом роста оказался запуск нового рекламного формата – нативной рекламы. Особенно хорошо такая реклама продавалась на мобильных устройствах, следует из сообщения Mail.ru Group. Рост выручки «В контакте» ускоряется: в первом полугодии он составлял 34%, в отдельно взятом II квартале – 41,4% (год к году).

Аналитиков «ВТБ капитала» смущает, что рентабельность по EBITDA у «В контакте» в первой половине 2015 г. составила только 47% против 73% у других социальных сетей Mail.ru Group («Мой мир» и «Одноклассники»).

Владельцем 25% «В контакте» Mail.ru Group стала в 2010 г., получив пакет в наследство от фонда DST Юрия Мильнера. Позже группа довела свою долю в соцсети до 52%, которые не давали ей операционного контроля над компанией. Под контроль она взяла «В контакте» только осенью 2014 г., после череды акционерных конфликтов – выкупила 48% у фонда UCP за $1,47 млрд. За все время Mail.ru Group потратила на скупку «В контакте» чуть более $2 млрд.

«В контакте» обеспечила половину роста выручки всей группы, подсчитал Венгранович: без нее доходы Mail.ru Group выросли бы не на 13%, а только на 7,6%. Впрочем, это продолжение тренда, заложенного еще во II квартале, когда с помощью «В контакте» выручка группы выросла на 6,3%, а без нее – на 1,4%. Результаты Mail.ru Group в целом Венгранович оценивает как неплохие. Ему только кажется странным, что компания дала консервативный прогноз по росту выручки на IV квартал 2015 г. – 7–12%.