Кодекс для кризиса

Депутаты предлагают гражданам винить в штрафах себя, а не сотрудников компетентных органов/ Д. Абрамов/ Ведомости

Проект общей части Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) был внесен в Госдуму в январе 2015 г. – чтобы «юридическая общественность имела возможность ознакомиться с предложенными новеллами», объяснял председатель комитета по конституционному законодательству и соавтор проекта Владимир Плигин. По его словам, одной из главных задач разработчиков было повышение эффективности применения мер административного принуждения, вследствие чего в новом КоАПе возрастет число составов правонарушений и статей, предусматривающих административную ответственность. Другое важное нововведение – единообразное регулирование процедуры в судах общей юрисдикции и арбитражных судах: рассмотрение дел об административных правонарушениях в арбитраже будет проходить по правилам КоАПа и процедуры, как подчеркивает Плигин, будут урегулированы «более детально».

По результатам публичного обсуждения проекта общей части депутаты добавили в кодекс новую главу, полностью посвященную вопросам освобождения от административного наказания и от административной ответственности. При этом в проекте, несмотря на споры, остались и три категории правонарушений (грубые, значительные и менее значительные), и подвергавшиеся наиболее острой критике новые виды административных наказаний (исправительные работы и ликвидация юридического лица). Исправработы будут отбываться по месту основной работы с взысканием части зарплаты – депутаты считают это «эффективной альтернативой другим видам административного наказания». А ликвидация юрлица будет применяться только по пяти составам (см. врез). Обоснованность санкций не должна вызывать серьезных споров, подчеркнул Плигин.

Приступить к ликвидации

Депутаты предлагают ликвидировать юрлица за создание условий для торговли или эксплуатации детей, хранение или распространение детской порнографии; незаконную организацию азартных игр; финансовую поддержку терроризма и легализацию преступных доходов.

Одновременно авторы предусмотрели ряд мер, чтобы «простимулировать правомерное поведение». Это, например, освобождение от наказания, если нарушитель ранее не привлекался к ответственности и сможет выполнить в срок правила, за невыполнение которых его привлекли; освобождение от ответственности за нарушение правил конкуренции при перечислении государству незаконного дохода от монополии; уменьшение штрафа в случае добровольной уплаты. Кроме того, можно воспользоваться оплатой штрафа до 10 000 руб. через удержание по месту работы, учебы или из пенсии. В КоАПе также появилась мера по обеспечительному аресту имущества: быстрый арест сможет предотвратить вывод имущества за границу, объясняет собеседник в Госдуме. А чтобы решить проблему невыплаты огромных штрафов фирмами-однодневками, в проекте закрепляется норма о необходимости учитывать статус юрлица, его имущественное и финансовое положение.

Нормы, предусматривающие освобождение от ответственности и наказания, объединены наподобие УК, отмечает замдиректора юридической группы «Яковлев и партнеры» Анастасия Рагулина: «Такая систематизация норм намного удобнее как для правоприменителя, так и для обывателя». А обеспечительный арест имущества необходим для своевременного исполнения административного наказания, полагает эксперт: «Государство тратит немало сил и средств в процессе привлечения юридических лиц к административной ответственности, и если к окончанию этого процесса у них по «случайному стечению обстоятельств» не оказывается средств для выплаты назначенного штрафа, то назначенная сумма не пополнит бюджет государства».

Изменения в КоАПе во многом направлены на пополнение бюджета, согласен адвокат «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский: «Ситуация с исполнением административных наказаний сложилась катастрофическая: граждане не воспринимают их серьезно – особенно штрафы за нарушение правил дорожного движения». А юрлица, особенно в малом бизнесе, после большого штрафа (например, за нелегальное использование иностранной рабочей силы) стараются ликвидироваться или реорганизоваться. «Мысль о том, чтобы при штрафах до 10 000 руб. направлять постановления для удержания из зарплаты, абсолютно правильна: большинство граждан имеют постоянное место работы и с них реально получить штрафы, не загружая при этом и так утонувших в бумажной волоките приставов», – считает адвокат. Этому же будет способствовать и наложение ареста на имущество в целях обеспечения исполнения решения суда, уверен он: «Улучшение же администрирования наказания повысит правовую культуру граждан: нарушил – заплати. Винить надо себя, а не сотрудника ФМС, МЧС, ГИБДД и других контролирующих служб».