Инфляционная пауза

Экономисты ждут продолжения паузы в снижении ставки ЦБ/ М. Стулов/ Ведомости

Сейчас цены на нефть, похоже, стабилизировались, хотя и на низком уровне, отмечает Иван Чакаров из Citi. Повышение ставки ФРС теперь ожидается не ранее I квартала 2016 г., а ЕЦБ намекнул на расширение стимула и дальнейшее снижение ставок, указывает Дмитрий Грицкевич из Промсвязьбанка. Улучшились геополитический фон и отношение инвесторов к развивающимся рынкам, что дает ЦБ возможность сочетать цель по снижению инфляции со смягчением денежно-кредитной политики, считает Евгений Кошелев из Росбанка. Тем более что, несмотря на некоторое улучшение макроэкономических показателей, масштабы падения экономики еще велики, добавляет Владимир Пантюшин из «Сбербанк CIB».

Ситуация на рынке служить ориентиром сейчас не может, возражает Наталия Орлова из Альфа-банка: на низколиквидном рынке приход даже небольшого числа инвесторов ведет к снижению доходностей, так и произошло в связи с ростом спроса на ОФЗ со стороны нерезидентов. Рост корпоративных депозитов, в том числе валютных, в сентябре – октябре привел к некоторому переизбытку ликвидности, на рынке есть ожидания, что крупнейшие банки начнут демпинговать при размещении средств, описывает ситуацию на денежном рынке сотрудник крупного банка.

Трендовая инфляция, на которую ориентируется ЦБ, в сентябре осталась на уровне 11,9%. Исходя из последних данных Росстата по инфляции за неделю по 25 октября, ее рост за месяц будет не меньше, чем в октябре 2014 г. (0,8%), а годовой индекс снова вырос до 15,6% против 15,5% неделей ранее, это лишь немногим ниже итогов сентября (15,7%). Вопрос не столько в снижении инфляции – в 2016 г. на фоне базы оно неизбежно, – а в масштабе снижения, указывает Орлова. Оно идет медленнее, чем предполагалось, к концу 2015 г. инфляция будет в коридоре 12,5–13%. С другой стороны, сентябрьские данные по экономике оказались лучше ожиданий и показали сокращение спада ВВП и инвестиций, говорит она: «То есть какого-то дополнительного стимула экономическому восстановлению не требуется, а баланс инфляционных рисков – против снижения ставки». Пока и инфляция, и инфляционные ожидания остаются повышенными, снижать ставку было бы странно, согласен Владимир Тихомиров из БКС. Тем более снижение на 0,5 п. п. экономике вряд ли что-то даст, а давление на рубль создать может, рассуждает он. Девальвационные ожидания населения заметно возросли, вернувшись на уровень ноября – декабря 2014 г., следует из данных ФОМа. Ситуация на рынке нефти тоже против рубля: растущее давление на нефтяные котировки создает риски, которые надо учитывать при решении о ключевой ставке, призвал замминистра финансов Максим Орешкин.

На заседании совета директоров 30 октября ЦБ оставит ключевую ставку в 11% неизменной из-за возросших инфляционных ожиданий, следует из консенсус-прогнозов аналитиков. Но в отличие от предыдущих прогнозов, почти единодушных, на сей раз мнения – держать или снижать ставку – разделились практически поровну. Это отражает крайнюю неопределенность итогов заседания из-за возникшей перед ЦБ дилеммы – выбора между темпами снижения инфляции и поддержкой слабеющей экономики.

Консенсус-прогноз Bloomberg разделился ровно надвое: из 38 опрошенных 19 ожидают, что ставка не изменится, 19 – что снизится (один участник предполагает снижение до 10%, остальные – до 10,5%). В опросе Reuters большинство (15 из 26) ожидает сохранения ставки. Если же суммировать оба консенсуса (исключив дублирование участников), то итог окажется лишь с небольшим перевесом в пользу сохранения ставки: ее неизменности из 44 экономистов ожидают 23, или 52%, снижения – 21, или 48%.

В пользу снижения

Прогнозы снижения ставки исходят из изменения условий, вынудивших ЦБ в сентябре взять паузу в снижении ставки из-за ускорения инфляции после нового раунда ослабления рубля, возросшей неопределенности динамики цены нефти и политики ФРС.

Ускорение инфляции в III квартале было вызвано падением цен на нефть и ослаблением рубля, сейчас влияние этих факторов ослабло, а годовой индекс цен на фоне прошлогоднего разгона обречен на стремительное снижение – почти вдвое до 8% к концу I квартала 2016 г., считает Пантюшин. Текущий темп роста цен вернулся в прошлогодний диапазон 0,1–0,2% в неделю, из-за чего годовой индекс возобновит снижение, а слабый потребительский спрос служит дополнительным ограничителем инфляции, добавляет Грицкевич.

Инвесторы закладываются на снижение ставки, указывает он. Спред между трехмесячной ставкой Mosprime и форвардным контрактом на нее с начала октября ушел в отрицательную зону, его уровень (минус 40–60 б. п.) свидетельствует об ожиданиях снижения ключевой ставки на 50 б. п. (до 10,5%), отмечает Грицкевич. Доходности ОФЗ снижаются еще более агрессивно и по среднесрочным бумагам достигают 10%, т. е. на 1 п. п. ниже ключевой ставки, заключает он.

В пользу сохранения

Сентябрьский опрос населения, который по заказу ЦБ проводит ФОМ, показал рост ожидаемой инфляции до 14,3–14,7% на 12-месячную перспективу против 13,7–13,9% месяцем ранее. Существенно возросла доля сомневающихся в возможностях ЦБ сдерживать рост цен и добиться цели по инфляции в 4% в 2017 г., указывает ФОМ: с 60 до 70% – максимум с пика инфляции декабря 2014 г. – февраля 2015 г.

Именно высокие инфляционные ожидания будут в центре внимания на заседании ЦБ, полагает Александр Исаков из «ВТБ капитала», и недавние высказывания представителей регулятора сокращают вероятность снижения ставки. Директор департамента ЦБ Игорь Дмитриев заявлял в Госдуме, что недооценка возросших инфляционных ожиданий может представлять большую угрозу. ЦБ готов снижать ставку, добавил он, «но надо убедиться, что процесс [снижения инфляции] пошел, что за ним следом начали снижаться инфляционные ожидания». Субъективные восприятия уровня инфляции у предпринимателей и населения заметно выше, чем фактические темпы роста цен, отметил первый зампред ЦБ Дмитрий Тулин.

Более длинная пауза в снижении ставок может понадобиться также в связи с проблемой доверия, считает Олег Кузьмин из «Ренессанс капитала»: ослабление рубля в августе – сентябре изменило траекторию инфляции в оставшийся период года, отложив ее замедление как минимум до ноября. Возобновление цикла снижения ставок более вероятно в декабре, резюмирует он.