Сечин наводит энергомост

Президент «Роснефти» Игорь Сечин зовет японских инвесторов стать стратегическими партнерами компании/ Е. Кузьмина/ Ведомости

Сечин, выступая в пятницу на конференции «Энергомост Россия – Япония», предложил японским инвесторам поучаствовать почти во всех крупных проектах «Роснефти». Сечин упомянул не только проекты, куда компания давно и активно ищет инвесторов, – ВНХК, Дальневосточный СПГ, судостроительный комплекс «Звезда», – но и значимые добывающие активы: шельф Сахалина, перспективные месторождения Восточной Сибири и Дальнего Востока. А кроме этого – действующие месторождения, где японские компании могли бы применять методы увеличения нефтеотдачи, и еще – газовые активы и проект «Печора СПГ». Возможны поставки оборудования или обмен активами, перечислял Сечин.

Сечин звал японцев в партнеры «Роснефти» еще в марте 2014 г., но сейчас компания расширила предложения. «Наши японские коллеги знакомы с большинством предлагаемых «Роснефтью» проектов, мы провели многочисленные переговоры по ним, но полученный результат весьма скромный – мы все еще на стадии обсуждения», – констатировал Сечин. 83% нефти Япония импортирует из стран Персидского залива, а Россия в 2014 г. поставила в страну только 13,5 млн т, или 8,2% годового потребления. При этом японские компании активно работают на низкомаржинальных проектах в США и Канаде, а в России участвуют только в двух – «Сахалин-1» и «Сахалин-2», пожалел Сечин.

У «Роснефти» большая долговая нагрузка (2,8 EBITDA с учетом предоплаты, до конца года нужно отдать $10,9 млрд), переговоры с китайской CNPC о вхождении в Ванкорский проект затягиваются, так что стремление «Роснефти» расширить список инвесторов закономерен, говорит портфельный управляющий GL Financial Group Сергей Вахрамеев. «Роснефть» сейчас получает авансы от CNPC за нефть, которую она пока не добыла, напоминает директор Small Letters Виталий Крюков. Падение цен на нефть и санкции ограничили возможности компании, поэтому сейчас она заинтересована в любых инвесторах, чтобы в срок запустить месторождения, поставка нефти с которых уже оплачена (прежде всего в Восточной Сибири), объясняет он.

Переговоры с Японией могут затянуться – страна трижды ужесточала санкции в отношении России, правда, они не коснулись нефтегазовых проектов, отмечает Вахрамеев. «Известно, что Япония находится под сильным влиянием США, поэтому японские компании могут быть не готовы принять на себя политические риски», – соглашается аналитик «Альпари» Анна Кокорева.

В России японские компании уже столкнулись не с самым радушным приемом, говорит старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Михаил Субботин. Вряд ли они забыли, как в 2007 г. Shell вместе с японскими Mitsui и Mitsubishi пришлось уступить «Газпрому» контроль в СРП «Сахалин-2», рассуждает он. Или блокирование экспорта газа с СРП «Сахалин-1», где среди партнеров – японская Sodeco. В России они рискуют потерять деньги еще и из-за бесконечных изменений налоговых правил, заключает эксперт. Получить комментарии Mitsui, Mitsubishi и Sodeco не удалось.