Реклама мобилизуется

Сейчас интернетом с мобильных устройств пользуется около 72% всех пользователей рунета, по данным TNS/ А. Гордеев/ Ведомости

По данным TNS, более половины пользователей российского интернета заходят в сеть с настольных компьютеров (десктопов) только в рабочие дни, пишут аналитики «Сбербанк CIB» в своем отчете Russian Media and Internet. В то же время мобильным интернетом россияне пользуются в среднем 98 минут в день, всего на 25% меньше, чем на настольных компьютерах.

Основным драйвером роста рынка интернет-рекламы в ближайшие годы будет реклама на мобильных устройствах, делают вывод аналитики «Сбербанк CIB». С 2015 по 2018 г. этот рынок, по их прогнозам, будет расти в среднем на 33% в год, тогда как рост всего рынка интернет-рекламы будет, по их прогнозам, более чем вдвое скромнее – в среднем 14% в год.

Сейчас интернетом с мобильных устройств пользуется около 72% всех пользователей рунета, по данным TNS. Но мобильная реклама все еще приносит площадкам гораздо меньше доходов, чем реклама на настольных системах, говорится в отчете. На мобильную рекламу приходится не более 28% всего рынка интернет-рекламы. Катализатором роста этого рынка может стать запуск компанией TNS мобильной панели измерений в 2016 г., отмечают аналитики «Сбербанк CIB»: это поможет измерять конверсию мобильной рекламы на разных типах устройств.

В России лидером на рынке поисковой рекламы является «Яндекс», но на мобильных устройствах он испытывает серьезную конкуренцию со стороны социальных сетей и Google, который владеет ОС Android для смартфонов и планшетов. У «Яндекса» доля поисковых запросов с мобильных устройств составляет сейчас 26% (данные за III квартал 2015 г.). Однако у Google в России этот показатель намного выше – 50%, оценивают аналитики «Сбербанк CIB».

Угроза для поиска

С переходом пользователей на мобильные устройства упадет доля поисковой контекстной рекламы в общем рекламном пироге, ожидают аналитики «Сбербанк CIB». Большую часть времени (82%) мобильные пользователи проводят в приложениях – в основном в социальных сетях и играх. Поэтому поисковая реклама будет уступать место рекламе в этих приложениях.

В отчете говорится, что в 2015 г. около 45% рекламной выручки Mail.ru Group обеспечит реклама на мобильных устройствах. Аналитики напоминают, что группа владеет двумя крупнейшими в России социальными сетями: «В контакте» и «Одноклассники», которые эффективно размещают мобильную рекламу.

По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), в 2014 г. российский рынок интернет-рекламы вырос на 18% до 84,6 млрд руб. За девять месяцев 2015 г. он увеличился на 12% до 66,6 млрд руб.

Объем рынка мобильной рекламы в интернете АКАР не измеряет. Но недавно этот рынок в России оценила аналитическая компания eMarketer. Она прогнозирует, что в 2015 г. российский рынок мобильной рекламы вырастет на 120% до $430 млн: это 19% всего рынка интернет-рекламы и 5% всего рекламного рынка страны. Правда, eMarketer делала свои подсчеты, опираясь на прошлогодний курс рубля – 38,53 руб. за доллар США.

Доля мобильной рекламы в интернет-рекламе в последние два года растет ежегодно в 1,5–2 раза, говорил ранее Алексей Беляев, координатор группы по оценке интернет-рекламы АКАР. Аудитория мобильных устройств быстро растет, а рекламодатели уже преодолели свой первоначальный скепсис по отношению к новому рекламоносителю, объяснял он.