Нефтяная война

Вытеснение боевиков ИГ из города Синджар (на фото) позволило перекрыть важный маршрут поставок нефти/ Bram Janssen / AP

Силы возглавляемой США коалиции стали наносить массированные авиаудары по нефтяным месторождениям, которые контролирует «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России). Интенсивным бомбардировкам подвергается нефтяная инфраструктура и используемые ИГ транспортные средства в сирийской провинции Дайр-эз-Заур, где находятся основные месторождения и НПЗ. Как показало расследование FT, торговля нефтью приносит ИГ около $1,5 млн в день.

Россия в среду также заявила, что ее авиация начала бомбить объекты, связанные с нефтяной инфраструктурой ИГ. По словам представителей США, в последние дни было уничтожено 116 автоцистерн с нефтью. Курдские войска недавно заняли иракский город Синджар и Аль-Хоул на востоке Сирии, перерезав важный для ИГ маршрут поставок нефти.

Активисты из провинции Дайр-эз-Заур – например, находящийся сейчас в Турции Джад аль-Хусейн, который следит за ситуацией, – считают, что бомбардировки могут существенно подорвать возможности ИГ. Чтобы снизить уязвимость перед авиаударами, ИГ давно перестало заниматься торговлей нефтью. Вместо этого оно сконцентрировалось на ее добыче, продавая прямо около скважин местным торговцам. Очереди из грузовиков могут достигать 6 км, люди неделями ждут возможности залить нефть.

Но на этой неделе ИГ изменило систему, говорят местные жители. Боевики приказали водителям не подъезжать к скважинам и брать квитанции, где указано время.

Автоцистерны мирных жителей в районе месторождения Аль-Омар до сих пор под обстрел не попадали, говорит покупающий там нефть трейдер: «Ситуация изменилась на 180 градусов. Дело не в том, что нефтедобыча снижается, а в том, что ИГ не может продолжать работать на месторождениях, как прежде».

Сокращение торговли нефтью может быть связано не с падением добычи, а с тем, что водители теперь опасаются приближаться к месторождениям, считают местные жители. «Если авиаудары будут столь же интенсивными, трейдеры могут прекратить туда ездить», – говорит один из жителей.

FT, 19.11.2015, Михаил Оверченко, Алексей Невельский