Участники конференции о ключевых изменениях


Четвертый пакет

Виталий Дианов, руководитель группы антимонопольной практики GBLP: Четвертый пакет разрешает коллизию о взыскании одновременно незаконного дохода в бюджет и оборотного штрафа. Ставится точка в этом споре: если доход от антимонопольного нарушения добровольно перечислен в бюджет, то оборотный штраф не взыскивается.

Исключена практически не применявшаяся норма о признании доминирующим хозяйствующего субъекта с долей на рынке менее 35%. Поправки приведут к радикальному сокращению числа дел о злоупотреблении доминирующим положением. Например, они будут возбуждаться, если пострадали интересы предпринимателей или неограниченного круга потребителей, но не одного потребителя.

Но есть в поправках и спорные моменты. Правительство сможет устанавливать правила недискриминационного доступа к закупкам частной компании, которая занимает более 70% рынка и хотя бы раз совершила правонарушение. То есть правительство будет определять правила жизни частной компании. Объяснений появлению такой поправки, означающей возможность ручного управления экономикой, я не слышал. На мой взгляд, такие распоряжения могут быть оспорены в Верховном суде, что, впрочем, вряд ли будет эффективно. Возможно, Конституционному суду придется отвечать на вопрос, как найти баланс между пределами государственного вмешательства ради развития конкуренции и защитой частных интересов.

Вопросы вызывает также введение предварительного контроля совместных предприятий. Согласование совместных предприятий с антимонопольным органом было добровольной процедурой, теперь оно обязательно, если активы группы лиц превышают 7 млрд руб.

Иностранные инвестиции

Ксения Тюник, старший юрист White & Case: В декабре 2014 г. был внесен большой блок поправок в закон об инвестициях в стратегические отрасли (57-ФЗ). Многие изменения направлены на либерализацию законодательства, но ряд новелл ввели дополнительное регулирование. В частности, раньше некоторые компании, чтобы избежать согласования сделки, покупали не акции компании, а ее имущество. Теперь же согласованию подлежат и сделки с имуществом стратегических обществ. Безусловно, потребуются разъяснения ФАС и формирование практики, как согласовывать эти сделки, нужно ли согласовывать покупку любого имущества или только непосредственно связанного со стратегической деятельностью, как определять доли приобретаемого имущества и т. д.

Вводится новый критерий контроля для государственных инвесторов – иностранных государств, контролируемых ими компаний или международных организаций. Этот критерий позволяет учитывать совместный контроль нескольких независимых государственных инвесторов, которые в совокупности владеют либо контрольным пакетом акций стратегического общества, либо и без такого пакета могут контролировать такое общество.

Давно ожидаемой новеллой стали исключения для ряда сделок в отношении стратегических недропользователей. Контроль в этой сфере более строгий, и для других стратегических предприятий уже существовали определенные исключения – например, для внутригрупповых сделок. Сейчас и для недропользований появились исключения: не нужно согласовывать сделки, если иностранный инвестор уже владеет более 75% акций; по внутригрупповой передаче более 25% акций между лицами, находящимися под контролем лица, которое уже контролирует этого стратегического недропользователя; исключается контроль за сделками по увеличению уставного капитала, если доля в стратегическом недропользователе не увеличивается.

Давно ожидаемым изменением стало уточнение нормы, выводившей из-под контроля сделки компаний, подконтрольных российским гражданам, Российской Федерации, субъектам Федерации. Внесены изменения в перечень стратегических видов деятельности. В частности, из него исключено использование возбудителей инфекционных заболеваний при производстве продуктов питания.

Внесены изменения в ряд отраслевых законов. Так, теперь компания, находящаяся под контролем иностранного инвестора, если контроль был установлен не в соответствии с требованиями 57-ФЗ, не может получить право на вылов водных биологических ресурсов. А уже имеющееся право должно быть прекращено.

Беспокоят отдельные разрабатываемые поправки в законодательство об иностранных инвестициях. Прежде всего, поправки, которые позволяют президенту или председателю правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями потребовать согласования любой сделки, если будет решено, что она имеет особое значение для обороны и безопасности. Иностранные инвесторы не смогут понять, нужно ли им согласовывать сделку, и не смогут оценить риски. Пример широкого толкования 57-ФЗ – сделка Schlumberger по покупке акций Eurasia Drilling. Приобретаемая компания не являлась стратегической, а занималась бурением, тем не менее сделка была направлена на рассмотрение в правительственную комиссию. Аналогичная претензия к поправке, которая позволяет наложить на иностранного инвестора любые обязательства. Иностранным инвесторам очень сложно играть вслепую, и никто не согласится на сделку, не зная ее основных условий. Поэтому необходимо четко определить эти дополнительные обязательства.

Глобальный антикартель

Александр Кинев, замруководителя ФАС: Несколько лет назад в практике ФАС начали появляться дела, связанные с деятельностью международных картелей, которые влияют на конкуренцию в России. И встала задача повысить эффективность расследований.

Большинство договоров, в которых участвует Россия, носят декларативный характер. Направляя запрос в иностранный антимонопольный орган о предоставлении информации, мы не находили отклик, в том числе потому, что коллеги ссылались на отсутствие должного нормативного регулирования.

Было две идеи, как решить эту проблему. Заключать двусторонние соглашения с регуляторами каждой из стран или разработать конвенцию по противодействию картелям.

Премьер-министр нас поддержал. Был разработан проект конвенции. Заканчивается обсуждение текста, и в ближайшее время мы перейдем на следующий уровень согласования. Мы бы хотели обсудить текст с некоммерческим партнерством «Содействие развитию конкуренции», с адвокатским сообществом и направить его в правительство, чтобы он был окончательно одобрен и вынесен для обсуждения на международных площадках – ООН или ОЭСР. Мы надеемся перейти к международному согласованию уже к концу этого года.

Контроль за оборонзаказом

Максим Овчинников, замруководителя ФАС: Существуют нюансы применения антимонопольного законодательства в сфере гособоронзаказа. Часто невозможно накладывать оборотные штрафы, поскольку нет рынка подводных лодок и спутников. В основном штраф составлял всего 100 000 руб. Кого это сдержит?

Мы предложили совместно с Минобороны поправки, которые вводили, с одной стороны, организационные и процессуальные нормы, а с другой – запреты и санкции за нарушения в сфере гособоронзаказа.

Новый закон о гособоронзаказе ввел банковское сопровождение по всей цепочке гособоронзаказа. Минобороны совместно с банками и Росфинмониторингом будет осуществлять банковское сопровождение, препятствуя определенным операциям. Например, запрещено тратить аванс на что-то, кроме выполнения контракта в сфере гособоронзаказа; включать в себестоимость продукции военного назначения затраты, не связанные с ее производством; нельзя покупать товары, работы и услуги по ценам, существенно выше рыночных.

Появились и санкции – фиксированные штрафы в КоАПе (до 1 млн руб. для компаний) и в двукратном размере от суммы затрат, необоснованно включенных в себестоимость; изъятие дохода, полученного вследствие нарушения законодательства о гособоронзаказе; возмещение государству ущерба.

Мы предполагаем не останавливаться. Необходимо менять принципы госрегулирования цен на продукцию военного назначения, вводить квазирыночное ценообразование, чтобы были стимулы экономить на издержках и внедрять современные методы управления затратами. Мы также предполагаем внедрять стандарты управления закупочной деятельностью и создавать информационную инфраструктуру контроля за ценами.