Рыночные реалии тарифов


Передача тарифного регулирования Федеральной антимонопольной службе (ФАС) – не эксперимент, а возвращение функций антимонопольному органу. Можно выделить два направления реформы тарифной политики, которую планирует антимонопольный орган.

Первое направление − создание условий для развития конкуренции и увеличения числа конкурирующих субъектов в монополизированных на настоящий момент отраслях.

Евгений Воеводин

В 1993–1998 гг. – служба в органах военной прокуратуры. В 1998 г. присоединился к московскому офису юрфирмы Coudert Brothers, в 2005 г. – к московскому офису CMS Cameron McKenna LLP. Сооснователь юрфирмы «Антимонопольное бюро». Член некоммерческого партнерства «Содействие развитию конкуренции».

В прошлом году в России началась биржевая торговля газом, сейчас от должностных лиц антимонопольной службы звучат заявления о необходимости выделить из холдинга «Газпром» газотранспортную составляющую, а также обеспечить частным компаниям доступ на рынок локомотивной тяги. Мы предполагаем, что монополистам будет все сложнее сохранять свое эксклюзивное положение. Либерализация рынков по инициативе ФАС эффективнее, поскольку антимонопольная служба может осуществлять непосредственный контроль за соблюдением новых правил, возбуждая дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Второе направление – снятие ограничений, налагаемых законодательством на рынках, которые фактически уже являются конкурентными.

Действующее законодательство в области регулирования естественных монополий оперирует устаревшим понятийным аппаратом, в результате чего статус естественных монополий получают субъекты, действующие на конкурентных рынках. Мы ожидаем, что реформы в этой области позволят многим предприятиям, в первую очередь в транспортной сфере, избежать излишнего регулирования.

Андрей Закатаев

Начал карьеру в сфере конкурентного права сначала в составе практики Евгения Воеводина в Capital Legal Services, а с 2012 г. уже как юрист Антимонопольного бюро.

Оптимизм вызывает желание антимонопольной службы использовать прогрессивные методы тарификации, например тарификацию на основе сопоставимого рынка (benchmarking). У ФАС уже имеется опыт в применении данного метода по делам о доминировании, причем высшие судебные инстанции подтвердили возможность использования биржевых и внебиржевых индикаторов цен на зарубежных рынках.

Инициативы антимонопольной службы свидетельствуют о том, что в будущем тарифная политика будет более гибкой и ориентированной на реальные рыночные показатели.

Авторы - управляющий партнер; старший юрист, Антимонопольное бюро