Принудительная закупка


На юбилейном заседании коллегии ФАС 23 сентября первый вице-премьер Игорь Шувалов призвал обеспечить «равный и прозрачный конкурентный доступ» малого и среднего бизнеса (МСБ) к ресурсам крупных частных компаний. После этого ФАС и Минэкономразвития представили проект поправок в закон о защите конкуренции.

По результатам открытого обсуждения эксперты и представители бизнеса представили большое число замечаний к проекту. В первоначальной версии было предложено обязать все юрлица, чья выручка превышает 7 млрд руб., отдавать МСБ часть заказа – не менее 10% выручки (уже после проведения конференции представители ФАС пообещали смягчить закон и рассчитывать 10%-ную квоту от общего заказа компании, а не выручки. – «Ведомости»). Невыполнение данных требований должно повлечь ответственность. Какую – разработчики пока не придумали. А пока не определена санкция, бизнесу сложно сформулировать однозначную позицию, при том что не очевидно соответствие заявленных целей ограничения прав частного бизнеса Конституции.

Поддержка МСБ необходима. Однако способы решения экономических проблем должны быть продуманными. По данным СПАРК, в России в 2014 г. было 1455 компаний с выручкой свыше 7 млрд руб. Их совокупная выручка за 2014 г. – 56,9 трлн руб., или 79,6% ВВП. Оборот МСБ в 2014 г., по данным Росстата, составил 30,9 трлн руб. То есть 18,5% всего оборота МСБ по замыслу должно обеспечиваться заказами крупных частных компаний. Эти 5,7 трлн руб. эквивалентны 24% всех публичных закупок (44-ФЗ и 223-ФЗ).

Ярослав Кулик

Окончил Российскую академию правосудия.
Работает в Art de lex с 2006 г. Консультирует и представляет интересы российских и иностранных клиентов по всем вопросам применения законодательства о конкуренции. Представляет интересы клиентов в антимонопольных спорах, в том числе по частным искам, при проведении проверок и рассмотрении жалоб в сфере закупок.
Много лет консультировал по сделкам M&A. Член генерального совета некоммерческого партнерства «Содействие развитию конкуренции».

Эксперты не находят похожего опыта в развитых и развивающихся экономиках, между тем экономическая основа предложенного решения не до конца понятна. Так, по данным Росстата, только 50% всего оборота МСБ приходится на товары и услуги собственного производства (остальное – перепродажа товаров), но далеко не вся продукция МСБ найдет спрос у частных компаний. Увеличивать издержки частного бизнеса, заставляя его покупать у посредников, кажется несправедливым и неразумным (в конечном счете они будут заложены в цену для конечных потребителей). Возможно, следует предложить встречные послабления (например, налоговые).

Госкомпании только с 2016 г. будут обязаны отдавать 18% своих заказов МСБ. Этот этап реформы 223-ФЗ фактически прошел без переходного периода. Результатов, анализ которых позволил бы судить о ее успешности, еще нет. Однако далеко не на все вопросы применения этих правил найдены ответы. Едва ли можно надеяться, что аналогичные правила для частного бизнеса будут внедрены безболезненно, если инициатива не будет достаточно проработана.

По правилам того же 223-ФЗ учитываются разные способы закупок у МСБ: прямые закупки, опосредованные закупки (когда подрядчик/поставщик берет на себя обязательство отдать часть заказа МСБ) и даже победы МСБ на равных условиях с крупным бизнесом. Некоторые виды закупок по 223-ФЗ не учитываются при расчете общей суммы, чего также пока нет в проекте. ФАС уже обещает в этой части проект доработать.

Перестройка сложившихся систем закупок, введение дополнительных программ мониторинга и анализ закупок у МСБ станут дополнительными издержками для бизнеса. Хотя ФАС и не допускает дифференцированный подход при определении доли закупок у МСБ по 223-ФЗ, для частного бизнеса простое заимствование опыта из 223-ФЗ без учета специфики отраслей может обернуться серьезными трудностями. Например, компании, закупающие небольшое количество видов сырья (комплектующих, полуфабрикатов и т. п.), импортеры и ряд других компаний окажутся заложниками нового закона, если не будет специальных правил.

Автор - партнер юрфирмы Art de lex