«Мегафон» перекладывает башни

У «Мегафона» около 14 000 вышек/ Д. Абрамов/ Ведомости

Весной этого года итальянская «дочка» Vimpelcom Ltd. – Wind Telecomunicazioni – продала за 693 млн евро испанской Abertis Telecom Terrestre 90% акций компании Galata, владеющей 7377 сотовыми башнями. Получается, что в ходе этой сделки каждая башня была оценена примерно в 94 000 евро, отмечает аналитик «Открытие капитала» Александр Венгранович. Если оценивать башни «Мегафона» исходя из того же соотношения стоимости объектов и ARPU (среднемесячный платеж абонента), получается, что 14 000 вышек «Мегафона» могут стоить примерно 546 млн евро, утверждает он.

Cовет директоров «Мегафона» одобрил создание «дочки» – Первой башенной компании (ПБК), следует из сообщения компании. ПБК станет центром управления башенной инфраструктурой, сможет более оперативно принимать организационные решения, обеспечивая эффективное развитие сети и улучшение качества связи, говорится в нем. Детали проекта «Мегафон» не раскрывает.

У «Мегафона» около 14 000 вышек, компания намерена провести инвентаризацию инфраструктуры, подобрать менеджмент для управления новой компанией, цитировал в октябре 2015 г. «Интерфакс» гендиректора оператора Ивана Таврина. Этот процесс займет не один квартал, отметил Таврин. «Мегафон» оценивает свои башни в несколько десятков миллиардов рублей, говорил «Ведомостям» человек, близкий к «Мегафону», в сентябре 2015 г. Похожий порядок стоимости инфраструктуры оператора называл один из сотрудников его конкурента.

Создавая инфраструктурную компанию с целью ее последующей продажи, «Мегафон» будет ждать улучшения общей макроэкономической ситуации, чтобы увеличить стоимость активов, полагает управляющий партнер UFG Private Equity Артур Акопьян.

Логичным этапом развития отрасли считает выделение башен «Мегафоном» президент группы «Русские башни» Александр Чуб. Ключевой фактор успеха башенной компании – независимость от сотовых операторов, ведь оказывая услуги участникам рынка, башенная компания получает доступ к их непубличной информации – отчасти поэтому сотовые компании нечасто размещают оборудование на башнях друг друга, рассуждает Чуб. Компания «Русские башни» будет внимательно следить за развитием ПБК – она заинтересована в увеличении портфеля башен и рассматривает все возникающие возможности, говорит он.

Оценивать антенно-мачтовую инфраструктуру в случае ее продажи инфраструктурным компаниям непросто, отмечает партнер AC&M Consulting Михаил Алексеев. На цену влияют условия, на которых продающий оператор будет потом арендовать инфраструктуру у покупателя: арендные ставки, сроки аренды, валюта соглашения и др., объясняет он. По его словам, если оператор надеется сократить удельные расходы на содержание пассивной инфраструктуры по сравнению с текущими, то в расчете на одну башню или столб получит меньше денег. Если оператор предлагает арендовать бывшие свои башни на привлекательных для нового владельца условиях, то продать их можно существенно дороже, говорит Алексеев. Как показывает опыт, экономически целесообразным проект инфраструктурной компании становится, если за первые 5–7 лет ей удается привлечь в среднем более 1,5 арендатора на каждую из башен, рассказывает он.

«Вымпелком» уже предложил ряду инфраструктурных компаний выкупить у него часть башенной инфраструктуры, рассказывали ранее «Ведомостям» его консультанты. Оператор планирует продать 9000–12 000 вышек и выручить за них не меньше $0,5 млрд, говорили тогда источники.

Вышки на $5 млрд

Продажа башен – общая стратегия Vimpelcom Ltd. По данным Bloomberg, Vimpelcom Ltd. планирует продать 50 000 вышек в России, Казахстане, Армении, Киргизии, Узбекистане, Таджикистане, Грузии и на Украине за $5 млрд.

Продажа башен позволяет операторам единовременно привлекать очень значительные средства, необходимые для развития, отмечает Алексеев. В текущей макроэкономической ситуации российские операторы не могут привлекать заемные средства на комфортных условиях, поэтому потенциальные сделки, связанные с продажей инфраструктуры, выглядят вполне оправданно, считает он.

После того как оператор продает башенную инфраструктуру, его рентабельность снижается из-за необходимости платить за ее аренду, отмечает Венгранович. Например, после продажи башен маржа по EBITDA Wind во II квартале 2015 г. год к году снизилась на 5 п. п. до 33%, в III квартале – на 3,5 п. п. до 39,2%, говорит он.

МТС пока не видит смысла выделять свои башни для продажи, цитировал в октябре президента МТС Андрея Дубовскова «Интерфакс».

«T2 РТК холдинг» (бренд Tele2) всегда эффективно управлял собственной инфраструктурой и использовал все возможности для снижения расходов стоимости при сохранении качества связи, говорит его представитель Константин Прокшин. В частности, Tele2 арендует башни у инфраструктурных компаний, например «Вертикали» и «Русских башен», и сотрудничает с другими операторами по совместному использованию пассивной инфраструктуры, отмечает он. Tele2 открыта к новым предложениям, добавил Прокшин.

Представитель «Вымпелкома» отказался от комментариев.