СНиПы против инноваций

Александр Бобков исполнительный директор МФК «Лахта центр»

Сейчас в экспертном сообществе обсуждают Стратегию инновационного развития строительной отрасли. Ожидается, что ее появление вызовет «волну технологических изменений, усиливающую роль инноваций». Тем временем на стройплощадках страны уже сложилась ситуация, когда инновации жизненно необходимы и экономически обоснованны, но их проникновение тормозит архаичность регулирования и конформизм строителей. Нередко диалог девелопера и строителей превращается в спор за первенство, из которого победителями выходят СНиПы 1930-х гг.

Во всем мире девелоперам известна проблема: изначально уникальные проекты теряют лицо, становятся шаблонными под гнетом либо традиций, либо строительных норм и правил. На конструктивные упрощения соглашаются из стремления не становиться объектом критики, ускориться и сэкономить.

Например, архитекторы Шанхайского всемирного финансового центра (SWFC) из американского бюро Kohn Pedersen Fox, привлеченные к проекту, не собирались возводить гигантскую копию кухонной утвари. Первоначально отверстие наверху здания задумывалось в форме кольца – как дань восточным представлениям о связи неба и земли и отсылкам к «лунным воротам», одному из символов китайской архитектуры. Но в округлости усмотрели сходство с японским флагом, страсти закипели – и автор проекта изменил форму отверстия на трапецию, а здание стало в сознании обывателей «открывашкой для бутылок».

Проект Международного коммерческого центра в Гонконге менялся пять раз. Его то стремились сделать все выше и выше, то, напротив, ниже и ниже. Специалисты говорят об определенных конструктивных недоработках зданий первого World Trade Center в Нью-Йорке – в частности, о недостаточной огнестойкости стального каркаса, которая стала результатом экономии.

Проект башни «Запад» в составе комплекса «Федерация» в «Москва-сити» претерпел ряд существенных изменений, которые также нарушили изначальный замысел. В том числе было переработано центральное конструктивное ядро, которое стало трапециевидным, а не шестигранным. Несущие колонны стали толще в 2 раза, в 4 раза вырос объем бетона, соответственно увеличилась общая масса здания.

Мне неизвестен ни один проект, который был бы реализован в изначальном виде без преодоления сложностей. И у каждого проекта есть своя «миля инноваций» – впервые внедренные технологические новшества, эффективные решения в управлении или гармоничная интеграция в окружающую среду.

При возведении «Лахта центра» мы во многом зависим от контрагентов и подрядчиков. Они сегодня находятся под давлением кризиса, объем рынка не увеличивается, а по некоторым позициям и сокращается, т. е. мы имеем рынок покупателя, а не продавца. Но с точки зрения предлагаемых к применению решений почему-то сохраняется рынок исполнителя, а не заказчика. Нас все время склоняют к компромиссам.

Необычная закручивающаяся форма нашего здания не позволяет использовать типовые металлоконструкции и балки перекрытий: из 189 000 элементов абсолютно одинаковых только два. В основании башни – 264 сваи диаметром 2 м и глубиной до 82 м, каждая из которых представляет собой сложное инженерное сооружение. Дополнительные трудности возникали и в связи с геологией места: валуны, обнаруженные в верхних слоях грунта, приходилось специально разбуривать для установки свай, чтобы не допустить даже малейших отклонений от вертикали. Отрицательный угол фасада позволяет создать уникальный архитектурный облик, но также и дополнительные проблемы для проектировщиков. И все эти решения мы ежедневно отстаиваем, находим варианты сделать то, что до нас не делали, дешевле и быстрее, чем если идти постоянно предлагаемыми консервативными путями.

Реализуя сложные проекты, девелоперы внедряют новые строительные стандарты, которые позволяют переносить на российский рынок современные технологии, методы, материалы, которые в условиях не кризисных, возможно, еще какое-то время не были бы востребованы. Например, российские СНиПы не дают полной информации по композитным конструкциям зданий, что серьезно ограничивало возможности архитекторов и проектировщиков. Мы решили использовать композитные колонны, для чего предварительно разрабатывали и утверждали специальные технические условия, нормы и расчетное обоснование с испытаниями. Я уверен, что теперь эта технология будет востребована на других проектах: устройство композитных колонн по сравнению со стальными сокращает общий срок возведения несущих конструкций перекрытий и вертикальных колонн почти на 40%, и в 2 раза сокращается стоимость колонн.

Другой повод для гордости – гладкий шов при сварке металла без шлифовки и потери качества. Нужно было получить идеально гладкую поверхность, два элемента фасада должны были выглядеть как единое целое. Традиционный способ сварки металла неизбежно дает шов, имеющий фактуру, а шлифовка снижает прочность конструкции. Наши специалисты смогли достичь результата, но это потребовало сил, времени и упорства в поиске решения.

Еще пример: благодаря исследовательской работе мы смогли добиться необходимых свойств высокомарочного бетона без применения дорогих фибродобавок. Это позволило сделать несущую плиту здания максимально прочной в условиях северного климата и особенностей нагрузки.

Разработку и внедрение новых технологий существенно тормозят противоречия в системах нормативно-правового и технического регулирования. Когда мы согласовывали новые спецтехусловия на композитные колонны, проектирование и испытания, безусловно, отняли время и средства. Но основная сложность заключалась в том, что в каждом отдельном случае требуется формировать новую норму, утверждение которой – долгий путь российского законодательного акта. Нам, например, уже трижды в ходе проекта приходилось согласовывать специальные технические условия (СТУ) на противопожарные мероприятия.

Также сложно преодолеть стереотипы: если строитель никогда не видел идеальных швов на стене, то он уверен, что немного неровный шов – это норма. Но стоит создать продукт более высокого уровня – и прежний обесценится. Массовое внедрение инноваций дорого, поэтому именно крупные стройки и нестандартные объекты являются полигоном, где передовые технологии визуализируются, появляется возможность увидеть, как работает то, что еще не превратилось в новую норму.

Общее место сегодня – говорить о том, что во многих отраслях инновации не имеют заказчика. В девелопменте это не так. Запрос на внедрение передовых технологий и материалов в строительной сфере пока остается неудовлетворенным, хотя именно тут инновации оказываются экономически обоснованны и масштабируемы. В перспективе большая часть из них переходит в массовое строительство и позволяет экономить ресурсы. Например, вентилируемые фасады, которые сейчас массово применяются в жилищном строительстве, пришли как раз из крупных объектов.

В итоге желание избавиться от сложностей и использовать готовые стандартные – порой морально устаревшие – решения приводит к стагнации отрасли. Отказ от сложных проектов в пользу типовых однозначно тормозит внедрение инноваций, которые нигде не существуют в готовом виде, а появляются как результат бескомпромиссного желания построить лучшее здание из всех, что построили до нас.

Автор – исполнительный директор МФК «Лахта центр»