США борются за китайский рынок

США борются за китайский рынок/ Reuters

Администрация президента США Барака Обамы во вторник пожаловалась во Всемирную торговую организацию (ВТО) на Китай, обвинив его в дискриминационном налогообложении импортной авиационной техники, сообщает The Wall Street Journal. Поставляемые в Китай самолеты небольшого и среднего размера облагаются НДС по ставке 17%, а местные производители освобождены от налога, заявляют в Вашингтоне; это подрывает позиции производителей самолетов и запчастей в США. Белый дом намерен провести в рамках ВТО официальные консультации с китайскими властями.

«Дискриминационная и нечестная налоговая политика Китая наносит ущерб всем американским рабочим и компаниям в такой критически важной отрасли, как авиация», – заявил представитель США на торговых переговорах Майк Фроман. Также он добавил, что Пекин пытался скрыть от организации факт освобождения китайских компаний от НДС: «Прозрачность законов и регулирования, влияющих на торговлю, – основное обязательство перед ВТО, которого Китай должен придерживаться так же, как он ожидает этого от других стран».

В среду министерство торговли Китая выразило сожаление по поводу жалобы США и заявило, что будет решать спор в соответствии с правилами ВТО. Если его не удастся разрешить с помощью консультаций, США могут обратиться в арбитраж торговой организации.

В 2014 г. США экспортировали в Китай самолеты, двигатели, комплектующие и оборудование для гражданской авиации на $13,9 млрд. Это в два с лишним раза больше, чем в 2011 г.

Нынешний случай свидетельствует о беспокойстве США по поводу развития авиаотрасли в Китае, пишет Financial Times. США и Европейский союз долгие годы спорили в ВТО о госпрограммах поддержки авиапроизводителей, таких как Airbus и Boeing. Нынешние претензии к Китаю – первый случай, когда какая-либо из стран пожаловалась на его действия в области коммерческой авиации. До сих пор ситуация с налогообложением самолетов особенно не беспокоила США из-за отсутствия конкуренции. Но рынок регионального авиасообщения в Китае быстро растет, и он хочет снизить зависимость от американских и европейских производителей. Так, в ноябре он представил первый региональный пассажирский самолет ARJ-21 компании Commercial Aircraft Corp. of China, рассчитанный на 90 пассажиров.