ФРС подняла ставки

Джанет Йеллен начала поднимать ставку, которую ее предшественник Бен Бернанке (справа) опустил почти до нуля/ Pablo Martinez Monsivais/ AP

Практически все экономисты, опрошенные Financial Times и The Wall Street Journal накануне заседания, были уверены, что 16 декабря центробанк объявит о первом с 2006 г. повышении ставки. Однако процентные фьючерсы, по данным Bloomberg, показывали 78%-ную вероятность повышения на 0,25 процентного пункта. Это отражало ожидание того, что председатель ФРС Джанет Йеллен отметит: ЦБ не будет спешить с дальнейшим ужесточением денежной политики. Кроме того, в 2015 г. ожидания участников рынка не оправдывались дважды. В начале года они полагали, что ставки начнут повышаться в июне, но провальный для экономики I квартал заставил ФРС отложить решение. Ожидавшееся в сентябре повышение не состоялось из-за паники на финансовых рынках в июле – августе, вызванной опасениями резкого замедления экономики Китая.

На этот раз прогноз сбылся: ставка повышена на 0,25 п. п. до 0,5% годовых. Доллар прибавил 0,2% к евро – до $1,0904/евро на 22.10 мск.

Семь лет неопределенности

Нынешнее решение принималось в нестандартной ситуации. «Когда еще ФРС повышала ставки, продержав их на одном уровне (нулевом) семь лет или имея на балансе $4,5 трлн? Или при таком долговом бремени как в стране, так и в мире и в столь неблагоприятной демографической ситуации? Ответ очевиден – никогда», – отметил Эрик Вайсман, главный экономист MFS Investment Management. И если исторически в начале цикла ужесточения денежной политики номинальные темпы годового роста ВВП США были выше 5%, а инфляция – около 3%, то сегодня эти показатели гораздо ниже, отметил он. Номинальный рост ВВП в 2015 г. составит, по прогнозу ОЭСР, 3,4%, а реальный – 2,4%, инфляция же в ноябре была 0,5%.

Кроме того, ФРС никогда не начинала повышать ставки на столь позднем этапе бизнес-цикла: экономика растет, пусть и медленно, уже 78 месяцев – дольше, чем в 29 из 33 периодов роста с 1854 г.

Ситуация резко отличается от посткризисных восстановлений прошлых десятилетий. ФРС пришлось идти на нестандартные шаги – в конце 2008 г. председатель Бен Бернанке опустил ставку до 0–0,25% и начал программу денежного стимулирования. Она длилась шесть лет, центробанк скупил казначейские и ипотечные облигации более чем на $2,5 трлн.

Как трейдеры снимали стресс

В ожидании решения ФРС нервничающие трейдеры искали возможности снять стресс. «Хороший момент, чтобы пойти попинать боксерскую грушу», – сказал экономист Scotiabank Алан Кларк. «Не хочется наделать ошибок, торговать на таких событиях – всегда огромный риск», – беспокоился трейдер Bank of Montreal Барра Шеридан. Токийский трейдер Nomura Джон Горман ставит будильник на раннее утро: «Хочу видеть все сам. Это неизвестная территория, думаю, увидим высокую волатильность».(цитаты по Bloomberg)

Результаты тоже оказались неоднозначными: действия ФРС не спровоцировали ни быстрого подъема экономики, на который она надеялась, ни катастрофы, которую предрекали критики.

Низкие ставки, стимулируя кредитование, инвестиции и расходы, обеспечили 6,5 года экономического роста, безработица снизилась вдвое до 5%. Но темпы роста, в том числе доходов населения, разочаровывают: 1,8% в год (после налогов) против 3,3% в трех предыдущих посткризисных циклах.

Многие риски тоже не реализовались. Среди них – резкое ускорение инфляции: годовой рост индекса потребительских цен составил 1,5% после того, как ФРС опустила ставку до нуля (при цели в 2%). Золото, обычно дорожающее при инфляционных ожиданиях, подешевело за этот период на 21%, хотя цена и достигала рекордных $1921 за унцию в 2011 г. (сейчас – $1075).

В ноябре 2010 г. группа экономистов и управляющих предупредила Бернанке в письме, что политика ФРС может привести к девальвации доллара. С тех пор индекс доллара (курс к валютам основных торговых партнеров) вырос на 22%, поскольку экономика США чувствует себя гораздо лучше многих.

Новые риски

Повышение ставок несет новые риски. В предыдущие циклы ужесточения денежной политики в 1994, 1999 и 2004 гг. доллар снижался – сразу или через несколько месяцев после первого повышения (см. график). Но аналитики ожидают, что ФРС будет действовать очень осторожно (процентные фьючерсы дают ставку 0,75% через год), и многие полагают, что в этот раз тренд на укрепление доллара скорее замедлится, чем развернется. Временное снижение доллара если и будет, то минимальным, заявил Bloomberg старший валютный стратег ABN Amro Рой Тэо. Он ждет, что в 2016 г. доллар укрепится до $0,95/евро.

Поскольку доходность казначейских облигаций была очень низкой, инвесторы активно вкладывались в акции: индекс Dow Jones вырос на 65%, некоторые считают это пузырем. «Чем чаще центробанки жмут на денежную кнопку, тем выше риск владения финансовыми активами», – написал в декабре управляющий портфелем облигаций Janus Capital Group Билл Гросс.

40% в зоне риска

Повышение ставки ФРС переведет в зону риска развивающиеся страны, дающие 40% мирового ВВП. «Больше всего беспокойства вызывают валюты, – отмечает главный экономист John Hancock Asset Management Меган Грин. – Если остальные центробанки будут продолжать снижать ставки, а ФРС – повышать, доллар будет дорожать». По данным Института международных финансов (IIF), в 2016 г. нефинансовые компании развивающихся стран должны погасить $600 млрд. «Главный риск от повышения ставок [в США] связан с настроениями участников рынка, притоком капитала и условиями для рефинансирования долгов», – полагает главный экономический советник Allianz Мухаммед эль-Эриан.

Есть и экономические риски: чем больше денег понадобится на обслуживание долгов, тем меньше их будет в экономике. «Условия привлечения финансирования в развивающихся странах ухудшились еще до планов ФРС повысить ставку, – говорит начальник отдела глобальной экономики Millennium Global Investment Клэр Диссо. – Вопрос, насколько еще станет хуже». «Первое повышение – не показатель, картина станет яснее после второго и третьего», – отмечает Эдвин Гутиеррес из Aberdeen Asset Management.

В начала года чистый отток капитала с развивающихся рынков превысил $500 млрд (оценка IIF). «На некоторых возможен идеальный шторм, если приток капитала внезапно прекратится, – говорит директор группы перспектив развития Всемирного банка Айхан Козе. – Им стоит надеяться на лучшее и готовиться к худшему».

Тянуть с повышением тоже плохо, признают участники рынка. «Подняв ставки, ФРС избавит рынки от огромной неопределенности», – говорит директор по инвестициям Philip Capital Management Ан Кок Хэн (цитата по Bloomberg).

Использованы материалы WSJ