Новая реальность банковской системы


Этот год можно назвать годом существенного обновления банковской системы. Сейчас она совершенно отличается от той, что была до кризиса 2014 г., с точки зрения и конкуренции, и фондирования, и перспектив. Изменения эти зачастую сложно интерпретировать в терминах «хорошо» и «плохо».

Меняется конкурентная среда в банковском секторе. Снижение числа банков (за последние 20 лет – почти на 2000 банков, за два года – на 169) сопровождается укрупнением больших банков. Малые и средние финансовые организации постепенно исчезают или становятся исключительно нишевыми игроками. На топ-30 банков приходится уже более 78% активов, а на топ-5 – больше половины. И это мировая тенденция: так как финансовая система стала глобальной, только крупнейшие игроки могут претендовать на успех. Развиваясь в этом ключе, российская система начнет все больше походить на американскую или германскую модели (несколько крупных банков федерального значения и множество небольших), что отличается от практики стран Центральной и Восточной Европы, где между банками нет таких существенных различий.

При этом, несмотря на то что в России есть очень крупные банки, наша страна все еще не является значимым игроком на мировом банковском рынке. На финансовой карте мира нас практически нет, активы всей банковской системы России могут быть меньше чем одного крупного международного банка.

Для клиентов столь радикальное изменение ландшафта системы не столь очевидное благо. Так, хотя клиенты-вкладчики вынуждены вести себя более ответственно и начинают мониторить состояние банков, обратной стороной может стать риск неконтролируемого перетока средств из одних банков в другие, что негативно сказывается на устойчивости системы.

Михаил Алексеев

Окончил Московский финансовый институт.
Работал в Минфине СССР и покинул его в должности заместителя начальника главного управления. В 1991 г. стал членом правления Межкомбанка. В 1995 г. назначен заместителем председателя правления «Онэксим банка». В 1999 г. в результате объединения «Онэксим банка» с Росбанком занял позицию заместителя председателя правления объединенного Росбанка. В 2006 г. – президент, председатель правления Роспромбанка. С 2008 г. – председатель правления «Юникредит банка».

Вопрос источников ликвидности – второе важнейшее изменение. Россия уже приблизилась к уровню финансового обеспечения ресурсами ЦБ в 2008–2009 гг. – около 8% без учета средств Минфина. Банк России и дальше будет вынужден играть важную роль в поддержании ресурсной базы банковской системы. Это долгосрочная тенденция и новая реальность: экономика не может сама себя обеспечить долгосрочными и дешевыми ресурсами. С другой стороны, столь большая роль регулятора в обеспечении банков средствами – норма для развитых стран. Можно ожидать и улучшения качества трансмиссионного механизма. Должна вырасти и долгосрочная устойчивость сектора: на уровне отдельных банков уже давно внедряется понятие устойчивого локального фондирования, теперь оно будет свойственно и всей системе в целом.

С точки зрения перспектив бизнеса – прежде всего на розничный, но также и на корпоративный – сильное негативное влияние оказывает падение реальной зарплаты и оборота розничной торговли. Потребление, как и спрос на кредитные продукты, значительно сократилось, и эта тенденция изменится не скоро. Модель антикризисного поведения выработана, люди больше сберегают, из-за чего наблюдается резкий приток средств во вклады. Все это приводит к эволюции банковского бизнеса. Клиентов без «банковского опыта» уже почти не осталось, экстенсивно наращивать портфели невозможно, но снижение роли специализированных банков пока не означает, что конкуренция за клиента будет более здоровой. Перспективы бизнеса зависят от множества факторов: поведения клиентов, компетенций банков, их стратегий и продуктов. Важную роль играют технологии и институты, т. е. общие условия ведения бизнеса.

Можно отметить, что за последние пять лет, особенно в части розницы, мировой банковский бизнес изменился больше, чем за предыдущие 50 лет. Новые решения, онлайн-банкинг, реалтайм-банкинг, многоканальное банковское обслуживание, разнообразные небанковские игроки и финансовые технологии, новые решения в платежных системах – все это вызовы для коммерческих банков со стороны конкурентов как из банковского сектора, так и никогда не работавших в этом сегменте. Те, кто к изменениям готов, меняют свои бизнес-модели, поведение, продукты, каналы их продажи и способы общения с клиентами.

Указанные выше особенности ситуации можно воспринимать как угрозу, но можно и как возможности. Подход – видеть в этом возможности – кажется нам более продуктивным.

Автор - председатель правления «Юникредит банка»