России нужен «плохой банк»


Правительству и Центробанку пока удалось избежать острого кризиса в банковской системе. Но возникает вопрос: тем ли банкам помогли, правильно ли помогали и что нужно сделать для укрепления финансовой системы? На наш взгляд, нужно работать в трех направлениях.

Первое – своевременно выявлять проблемы, внимательно изучать качество активов банков. Аналогичная работа проводилась, например, в 2014 г. для ЕЦБ. Существуют методики стресс-тестирования, которые частично применяются в России, но пока мы не видим системной работы. Стресс-тестирование позволяет учитывать разные сценарии развития экономики и их влияние на банки. Проблема в том, что в кризис устойчивость некоторых банков снижается достаточно быстро.

Второе – помогать банкам, которые ослаблены, но которые еще можно спасти: поддерживать инвестиции в эти банки и их приобретение более сильными игроками. Потенциальные инвесторы и более сильные банки готовы приобретать ослабленных игроков, но им проще дождаться их санации и получить масштабную и дешевую поддержку. А как сделать так, чтобы они покупали активы за справедливую цену и до того, как ухудшилась ситуация, кредиты стали окончательно плохими, а вкладчики потеряли деньги?

Для активизации «превентивного» оздоровления слабых банков целесообразно рассмотреть следующие меры: возможность временно смягчать требования к достаточности капитала приобретаемого банка; предоставлять кредит приобретателю для замещения оттока обязательств приобретаемого банка; давать ему время на исправление финансовых нарушений. Это позволит смягчить последствия банкротства банков, будет способствовать рыночной консолидации, снизит расходы государства на финансовое оздоровление банков, а также потери кредиторов и вкладчиков.

Третье – нужно помочь здоровым банкам расчистить балансы от просроченных кредитов и залоговых активов. Банки не умеют управлять парикмахерскими, ресторанами, недвижимостью, спрос на них низкий, и часто их невозможно продать даже по справедливой цене. Мы можем не любить лекарство, но его придется принимать, чтобы выздороветь. Нужно создавать инфраструктуру, формировать ликвидный рынок торговли этими активами, чтобы банки могли вывести их со своего баланса. Для этого нужен фонд плохих активов, который стал бы маркетмейкером на рынке плохих долгов и профессионально управлял бы портфелем плохих активов для максимизации их стоимости. Я бы предложил такую схему. Плохие долги фонд приобретает у АСВ или банка (напрямую или на бирже) по справедливой цене. После приведения активов в порядок фонд выставляет их на продажу, происходит обмен котировками между потенциальными инвесторами и фондом. Они оценивают активы и покупают их.

Такой механизм позволит повысить ликвидность плохих активов, прозрачность и ликвидность банковской системы. Сейчас эти плохие активы не работают на российскую экономику. А специализация фонда позволит повысить эффективность управления ими. И в конечном итоге вырастет активность субъектов экономики.

Подведем итог. Для обеспечения финансовой стабильности в России необходимы решения по трем направлениям: ранняя идентификация проблем в банковской системе, помощь ослабленным банкам до того, как их проблемы станут критичными, создание механизмов продажи и управления проблемными и залоговыми активами.

Автор - партнер, глава московского офиса Oliver Wyman