Найти хорошее в плохом


Во всем плохом надо искать что-нибудь хорошее. Действительно рынок сжался, но в такой ситуации Центробанку проще уходить от избыточно жесткого регулирования. Когда рост будет активным, а рынок достигнет больших размеров, увеличатся и риски, и тогда у регулятора может появиться повод задуматься о пересмотре политики. Но пока я убежден, что мы продолжим либерализацию.

Практика показала, что невозможно описать в нормативном акте все качественные характеристики, которым должен соответствовать участник рынка. А жесткое регулирование не спасает от мошенничества и мешает развитию. Наша задача – дать участникам рынка возможность развиваться, снижая посредством надзора риски для инвесторов. Мы хотим уйти от заданной типологии фондов для квалифицированного инвестора. Он на то и квалифицированный, чтобы сам мог разобраться, что покупает. Акцент мы будем делать на прозрачности отношений с квалифицированным инвестором: раскрытие информации, соблюдение договора.

Это вызов для Центрального банка: проще осуществлять надзор, когда действует закрытый перечень активов.

Филипп Габуния

Окончил Высшую школу экономики.
В 1999–2003 гг. работал в «Филипп Моррис сэйлз энд маркетинг», в 2003–2008 гг. – в Центре исследования бюджетных отношений, в 2008–2010 гг. – в Минэкономразвития (в том числе занимал должность директора департамента формирования Единого экономического пространства). С января 2014 г. – директор департамента коллективных инвестиций и доверительного управления Центрального банка.

Кроме того, нам нужно решить еще две задачи. Первая – настроить систему управления рисками.

В действующей так много ограничений, что многие инструменты не используются вовсе. Вторая – разработать типовые правила доверительного управления. Сейчас они накладывают на бизнес так много ограничений, что рынок не может подстроиться под сегодняшние условия, предложить новый продукт, из-за этого ограничивается и конкуренция.

Что касается взаимоотношений управляющих компаний и пенсионных фондов: я согласен, что существуют управляющие компании, из-за недобросовестных действий которых НПФ лишаются лицензии. Но я не уверен, что нужно вводить для НПФ обязанность иметь много управляющих компаний. С 1 июля 2016 г. мы введем новые требования к управлению рисками НПФ, что автоматически повысит требования и к управляющим компаниям. Я думаю, что это будет способствовать уходу с рынка недобросовестных игроков.

Сейчас становится невыгодно заниматься мошенничеством на рынке, созданием, например, перекачанных ЗПИФов. Во-первых, регулятор стал наступать по всем фронтам, во-вторых, участники рынка от этих инструментов отказываются. Падает спрос на эти «надутые» ПИФы, и многие компании сами сдают лицензии, бросают их.

Участников рынка, скорее всего, станет меньше, и останутся ровно те, кто готов, пережив кризис, дождаться следующего цикла роста и быть наготове с новыми продуктами – высокотехнологичными, интересными, хорошо структурированными для инвестора. И на такой основе рынок будет расти.

Автор - директор департамента коллективных инвестиций и доверительного управления ЦБ