Экономные покупатели подвели «Магнит»

«Магнит» ищет причины резкого замедления роста продаж/ А. Махонин/ Ведомости

Рост продаж крупнейшего в России ритейлера – «Магнита» за 2015 г. не дотянул до прогноза менеджмента из-за резкого замедления оборотов к концу года, свидетельствуют предварительные результаты. За весь год выручка «Магнита» увеличилась на 24,27% до 947,8 млрд руб., ранее руководство сети ориентировало инвесторов на рост в 25–26%. Декабрьская выручка всего «Магнита» выросла на 16,68% год к году, его «магазинов у дома» – на 14,72%.

Резкое замедление стало заметно осенью: в ноябре выручка сети выросла на 16,95% год к году, хотя в первые месяцы 2015 г. росла более чем на 30%, а первоначальный прогноз роста продаж на 2015 г. был 28–32%. Так, оборот «Магнита» мог превысить 1 трлн руб. в год по верхней границе диапазона.

Первые две недели декабря продажи шли очень хорошо, резкое замедление пришлось именно на последние две недели, пояснил «Ведомостям» финансовый директор «Магнита» Хачатур Помбухчан. «Под Новый год люди меньше тратили (чем в 2014 г. – «Ведомости»), такое ощущение, что покупали только самое необходимое», – сказал он. По его словам, компания анализирует причины, среди них может быть высокая база конца 2014 г. Это одна из возможных причин, отмечает Елена Журонова из JPMorgan: в декабре 2014 г. выручка «Магнита» росла на 37,3% год к году, в ноябре 2014 г. – на 33,2%. Выручка сопоставимых магазинов «Магнит» в IV квартале 2015 г. сократилась на 0,1% из-за падения трафика на 2,1%. «Такие результаты сопоставимых продаж, на наш взгляд, говорят о том, что «Магнит» пострадал от усиливающегося сокращения покупательной способности и потребления, а не от конкуренции», – указывает Журонова.

Дочерние перестановки

С 11 января досрочно прекращены полномочия гендиректора операционной «дочки» «Магнита» – компании «Тандер» Владимира Гордейчука, говорится в сообщении «Магнита». Вместо него гендиректором «Тандера» назначен Александр Барсуков, который входит в правление ритейлера. Гордейчук руководил «Тандером» с 2007 г.

«Магнит» первым среди российских ритейлеров раскрыл результаты 2015 г., его конкуренты будут отчитываться в течение I квартала 2016 г.

Представитель основного конкурента «Магнита» – X5 Retail Group говорил в конце 2015 г., что покупатели переключаются на эконом-сегмент «магазинов у дома» и выбирают товары более дешевые.

Рынок предполагал, что «Магнит» может не достичь запланированных темпов – расписки ритейлера заметно дешевели еще в конце 2015 г., напоминает Наталья Колупаева из Райффайзенбанка. «Это говорит о том, что на продовольственном рынке – сложная ситуация: прогнозировать динамику трудно даже крупнейшим игрокам», – отмечает Колупаева.

«Магнит» – индикатор состояния современных форматов розничной торговли в регионах и малых городах, продолжает Колупаева: его конкуренты – в частности, Х5 – больше сосредоточены в Центральном и Северо-Западном регионах. Многие крупные продовольственные ритейлеры в 2015 г. либо решили не давать рынку ориентиров роста продаж, как X5 Retail Group, либо предупреждали о высокой неопределенности и макроэкономических рисках, напоминает эксперт.

По консенсус-прогнозу Bloomberg, в 2016 г. выручка «Магнита» может замедлить прирост до 20,7%. Продажи X5 в 2015 г., согласно консенсусу Bloomberg, могут вырасти на 27,3%, а в 2016 г. – на 20%.

По словам Помбухчана, «Магнит» планирует дать прогноз роста выручки и сети на 2016 г. в конце января.