Обвал мешает ЕЦБ

Президент ЕЦБ Марио Драги порадовал инвесторов/ Jasper Juinen/ Bloomberg

Европейский центральный банк (ЕЦБ) в четверг не стал еще сильнее снижать процентные ставки, которые и так находятся на рекордно низком уровне: базовая – 0,05%, овернайт по депозитам банков – минус 0,3%. Большинство экспертов и не ожидали, что ЕЦБ смягчит денежную политику сразу после того, как сделал это в декабре. Тогда ЕЦБ снизил ставку по депозитам на 0,1 п. п. и сдвинул срок завершения программы денежного стимулирования с сентября 2016 г. на март 2017 г. (ежемесячно покупает активы на 60 млрд евро).

На пресс-конференции президент ЕЦБ Марио Драги дал понять, что центробанк готов пойти на дополнительное стимулирование во время следующего заседания в марте. Он признал, что из-за падения цен на нефть инфляция в этом году, вероятно, будет «значительно» ниже прогнозировавшейся в декабре – 1% в 2016 г. и 1,6% в 2017 г. «Не должно быть никаких сомнений» в готовности ЕЦБ действовать и он может «без ограничений» использовать доступные ему инструменты, заявил Драги. Называть эти инструменты он, впрочем, не стал, отмечает Financial Times.

Инвесторы положительно отреагировали на слова Драги. Во время его выступления курс евро к доллару снизился примерно на 0,9% до $1,08, а фондовые рынки немного выросли. «Это старый добрый Драги, – сказал Том Лэски из Aberdeen Asset Management. – С одной стороны, он говорит, что ЕЦБ поступает правильно, а с другой – намекает, что за этим может последовать большее». «Драги рисует картину, которую можно было ожидать, – подчеркнул стратег National Australia Bank Гэвин Френд. – Он открывает дверь для дальнейшего смягчения политики, если условия этого потребуют» (цитата по Reuters).

Глобальное падение финансовых рынков снижает эффективность программы денежного стимулирования ЕЦБ, отмечает The Wall Street Journal (WSJ). Она должна была стимулировать экономику за счет роста стоимости акций и облигаций, благодаря чему компаниям было бы легче привлекать финансирование. Но индекс Stoxx Europe 600 снизился более чем на 20% по сравнению с историческим максимумом в апреле. А спред между доходностью облигаций корпораций с высоким рейтингом и безопасными суверенными облигациями в последние дни достиг максимума примерно за три года. «Предполагалось, что за счет денежного стимулирования люди будут инвестировать в более рискованные активы, – говорит стратег Mizuho Питер Четуэлл. – Но как оно может работать, если на этих рынках обвал?»

Кроме того, ожидалось, что увеличение денежной массы в экономике способствует росту цен. Но этому мешает падение цен на нефть, которые в начале года опустились ниже $30 за баррель. В декабре годовой темп инфляции в еврозоне составил всего 0,2%, что значительно ниже целевого значения в 2%. По прогнозам экономистов Barclays, в феврале потребительские цены в еврозоне снова начнут снижаться, а их рост по итогам 2016 г. составит лишь 0,1%.

Многие экономисты ожидают, что ЕЦБ смягчит денежную политику в этом году: снизит ставку по депозитам или расширит программу денежного стимулирования. Ситуация на рынке деривативов свидетельствует о том, что инвесторы ждут снижения ставки по депозитам до минус 0,4% в июне, но с вероятностью 50% ЕЦБ может это сделать в марте, отмечали аналитики JPMorgan Chase до заседания в четверг.

Происходящее на нефтяных и финансовых рынках – большая проблема «и чем дольше беспорядок будет продолжаться, тем выше шансы, что [ЕЦБ] что-нибудь сделает», считает экономист Pictet Wealth Management Фредерик Дюкрозе. По его мнению, ЕЦБ может в марте объявить о расширении программы покупки облигаций. После слов Драги на пресс-конференции Дюкрозе написал в Twitter, что смягчение денежной политики в марте теперь «почти решенное дело».

Инвесторам стоит быть осторожными перед мартовским заседанием, ведь в декабре ЕЦБ не оправдал их ожиданий, но вероятность того, что дополнительное стимулирование будет существенным, растет, полагает Дженнифер Маккион из Capital Economics, приводит WSJ ее слова: «Центробанк, естественно, не рискнет еще больше подорвать доверие к себе, снова разочаровав рынки».