Роскошно-китайский рост

На упавшем почти на треть российском авторынке резко выросли продажи премиальных автомобилей/ Д. Абрамов/ Ведомости

Авторынок сократился в январе на 29,1% – продано 81 849 автомобилей, сообщила Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Упали продажи массовых марок, в том числе у входящих в тройку лидеров Kia и Hyundai (-20 и -37% соответственно). У лидера рынка – Lada продажи упали на 11% год к году до 15 577 машин (см. статью на стр. 13).

Зато продажи Ford (№ 10 на рынке) за январь подскочили на 25% до 2258 машин. Представитель Ford Sollers объясняет это тем, что в 2015 г. компания полностью обновила линейку, стартовали продажи пяти новых моделей и теперь все продаваемые в России автомобили Ford российского производства.

Также росли продажи некоторых премиальных брендов – Porsche (+60%, 311 шт.), Lexus (+57%, 1085 шт.), Mercedes (+1%, 3205 шт.). У Lexus и Porsche есть спрос на новые модели, у Mercedes – обновленная линейка при сохранении привлекательных для покупателей цен, объясняет исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Тогда как у Audi, январские продажи которой рухнули на 36% до 905 шт., цены выше, чем у ближайших конкурентов – BMW (-25%, 1919 шт.) и Mercedes, считает он.

Представитель Porsche связывает рост с продажами новых моделей (например, Macan Diesel) при устойчивом спросе на Cayenne. Но есть и эффект низкой базы, признает он: после ажиотажного спроса в конце 2014 г. продажи января 2015-го оказались довольно низкие.

По этой же причине подскочили продажи китайских брендов: Lifan – на 63%, Geely – на 23%, Chery – на 1%. В декабре 2014 г. из-за девальвации рубля спрос был высокий, а спустя месяц склады опустели, вспоминает Константин Беляев из петербургского дилера китайских марок «Экспо-кар», в этом году такого не было. С ним соглашается Удалов. По мнению Александра Штоды из «Лифан мотор рус», компании помогли «постоянная работа с дилерской сетью» и маркетинговые акции. Chery, по словам ее представителя, поддерживает популярность внедорожников: больше половины продаж обеспечили кроссоверы семейства Tiggo.

Начало года «не лучшее», но обычно динамика продаж по году в целом позитивнее, чем в январе, приводятся в сообщении АЕБ слова председателя ее комитета автопроизводителей Йорга Шрайбера. За весь 2016 год продажи легковых автомобилей в России сократятся, по прогнозу АЕБ, на 4,7%. Господдержка продолжается, но и сохраняются риски слабого рубля и продолжающегося роста цен, указывает Шрайбер.