Уверенность быстро исчезает

Главными помехами для оживления предприятия считаются слабый спрос и избыток производственных мощностей/ Е. Разумный/ Ведомости

Первые оценки этого года показали резкое падение предпринимательской уверенности, следует из индекса нормальности российской промышленности, который рассчитывает Институт Гайдара. За I квартал 2016 г. индекс потерял 4 процентных пункта. Такого резкого падения не было с 2008–2009 гг. – начало года пока внушает меньше оптимизма, пишет заведующий лабораторией конъюнктурных опросов Института Гайдара Сергей Цухло.

Главными помехами для оживления предприятия считаются слабый спрос и избыток производственных мощностей (первый индекс потерял 8 процентных пунктов, второй – 6). Предприятия продолжают накапливать запасы – доля нормальных оценок сохранялась весь прошлый год, а в IV квартале 2015 г. достигла максимума c марта 1992 г. Зато прогнозы спроса стали худшими с 2010 г.: только 42% предприятий довольны им.

Что ждет промышленность

За 2015 г. промпроизводство снизилось на 3,4% по сравнению с прошлым годом, свидетельствуют данные Росстата. По прогнозу Мин­экономразвития, в 2016 г. при цене на нефть в $40/барр. промышленность сократится еще на 0,4%.

В российской промышленности увеличился навес избыточных мощностей – до 28%, пишет Цухло. А дефицит мощностей по-прежнему есть только у 7% предприятий. И даже инвестиционный спад в прошлом году не ухудшил ситуацию. Произошло скорее обратное. Даже сами предприятия спадом инвестиций не расстроены – напротив, своими инвестициями доволен 61% опрошенных.

Промышленность просто адаптировалась к затянувшемуся кризису и научилась выживать в сложившихся условиях, указывают аналитики Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики. Хотя ситуация по отраслям принципиально отличается, говорится в исследовании Института Гайдара: если металлургия, химическая и пищевая промышленность адаптировались к кризису на 80%, то для легкой промышленности и строительства прошлый год оказался самым сложным. Но даже их уровень адаптации к кризису не опускался ниже 50%.

Работать в стагнации – плохая привычка, говорил ранее директор Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики Георгий Остапкович. При дальнейшем снижении цен на нефть инфляция производственных издержек начнет расти, а спрос – сокращаться. Но именно недостаточный спрос остается самой большой помехой для роста выпуска, отмечает Цухло. Прогнозы показывают скорее готовность углубить дно кризиса, чем желание оттолкнуться от него, заключает он.