«АвтоВАЗ» повысил цены

В 2015 г. автомобили Lada в среднем подорожали на 19%/ Д. Абрамов/ Ведомости

С 15 февраля «АвтоВАЗ» повысил цены на часть своих моделей – машины в среднем подорожали на 25 000 руб., рассказали два дилера завода. Lada Granta стала дороже на 4,6%, Largus – на 5,3%, Lada 4x4 – на 3,4%, Kalina – на 4,8%, уточняет представитель «АвтоВАЗа». Повышение не коснулось Lada Vesta, Xray, а также Priora.

Продажи хетчбэка Xray только стартовали (14 февраля), а седан Priora теперь позиционируется как ультрабюджетный автомобиль – «АвтоВАЗ» оставил только один кузов и упростил комплектацию модели, например убрав автоматическую коробку передач. Избежать повышения цены на седан Vesta, продажи которого начались 24 ноября, компанию просили дилеры, говорит один из них. Цена новинки хоть ниже конкурентов, но для традиционных покупателей вазовской продукции все же высока (стоит от 514 000 руб.) и нужно время, чтобы к ней привыкнуть, поясняет он.

Последний раз «АвтоВАЗ» поднимал цены с 1 сентября 2015 г. (в среднем на 3%), а всего за год ценники менялись четыре раза. Общее среднее удорожание автомобилей Lada в 2015 г. составило 19%, говорит человек, близкий к «АвтоВАЗу». К примеру, самый продаваемый в России автомобиль – Granta в базовой комплектации с учетом последнего повышения за год стал дороже примерно на 20% и сейчас стоит от 383 900 руб.

Основные причины повышения цен с 15 февраля – удорожание компонентов и «актуализация цен в соответствии с конкурентной средой», поясняет представитель «АвтоВАЗа».

«АвтоВАЗ» убыточен (в 2015 г. чистый убыток – почти 74 млрд руб. – в 3 раза больше, чем год назад), продажи падают, а комплектующие дорожают из-за девальвации рубля, поэтому завод и вынужден повышать цены на автомобили, комментируют дилеры. Но на фоне продолжающегося падения спроса (в 2015 г. продажи сократились на 36%, Lada – на 31%) дилеры попросили автоконцерн оттянуть удорожание (обычно цены повышаются в январе), говорят собеседники.

Xray поехал

Продажи Lada Xray начались 14 февраля в 124 дилерских центрах в рамках общей акции «АвтоВАЗа» X-day. Один из дилеров говорит, что продал почти все машины (для продажи каждый салон получил 4–6 машин), но заказов собрал вдвое меньше, чем рассчитывал, – примерно на 10 шт. Итоги первого дня продаж представитель «АвтоВАЗа» не раскрыл. В 2016 г. планируется продать 16 000–20 000 Xray, напомнил он.

Год назад автомобили Lada подорожали больше – в среднем на 9%. Но спрос с тех пор еще больше сократился и сейчас даже 5%-ное удорожание ударит по продажам марки, считают дилеры «АвтоВАЗа». На то, чтобы покупатели привыкли к новым ценам, уйдет около двух недель, думает один из них. Если бы не повышение, Lada чувствовала бы себя весь февраль так же хорошо, как в январе, когда продажи марки упали только на 11%, а весь российский рынок обрушился почти на 30%, добавляет он. С другой стороны, повышение касается лишь автомобилей 2016 года выпуска и это поможет быстрее продать сток 2015 г., замечает другой собеседник.

У «АвтоВАЗа» с учетом его отрицательной рентабельности есть необходимость в дальнейшем повышении цен, считает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. «Для выхода в плюс только за счет повышения цен заводу нужно поднять цены на десятки процентов, но это обрушит и без того небольшие продажи Lada. Поэтому повышение будет незначительным», – полагает он. По его мнению, до конца года Lada может поэтапно подорожать еще на 4–5%. Представитель «АвтоВАЗа» это не комментирует.

С 15 февраля впервые с начала года обновила прайс-лист на часть моделей и Kia. Машины подорожали на 2–5%, сообщил ее представитель. К примеру, Rio подорожал на 2% (на 17 000 руб.), цены начинаются с 601 900 руб. «Изменение рекомендованных розничных цен в начале года – это регулярная практика, свойственная не только Kia Motors Rus, но и многим другим игрокам российского автомобильного рынка», – комментирует собеседник «Ведомостей». Текущее изменение цен также связано с действиями конкурентов, добавил он.

По данным «Автостата», за первые 10 дней февраля цены подняли 11 автомобильных марок. Например, партнер «АвтоВАЗа» по альянсу Nissan увеличил цену седана Sentra (на 2,8–3,4%) и кроссовера Terrano (на 1,0–1,2%). Skoda подняла цены хетчбэков Octavia (на 2,8–3,2%) и Rapid (на 1,8–2,2%), Volkswagen – цены седанов Jetta (на 0,7–5,1%) и Polo (на 1,8–2,4%).