Прибыльная ценовая война

«Евросети» удалось на 70% нарастить чистую прибыль/ М. Стулов/ Ведомости

«Евросеть» завершила 2015 год с 1,48 млрд руб. чистой прибыли, говорится в отчете «Мегафона» (ему принадлежит 50% розничной сети, еще 50% – у «Вымпелкома»). В сравнении с показателем предыдущего года это рост на 70,6%. Выручку и иные финансовые показатели за 2015 г. ни сама «Евросеть», ни ее акционеры не раскрывают.

Одной из причин роста чистой прибыли «Евросети» Малис называет замену смартфонов Samsung на аппараты других брендов, в первую очередь Lenovo: их продажи оказались в среднем на 20% рентабельнее. Другая причина, по его словам, в том, что «Евросеть» стала закупать электронику более крупными партиями и получать большие скидки. Есть и третья – сокращение сети платежных терминалов. Это одно из следствий борьбы ЦБ с обналичиванием, рассказывали «Ведомостям» участники рынка моментальных платежей. Qiwi объявляла, что с августа по сентябрь 2015 г. количество терминалов в ее сети сократилось примерно на 15%. Часть платежей перетекла из терминалов в «Евросеть», говорит Малис: оборот финансовых услуг в ее салонах вырос в 2015 г. на 30%.

В 2015 г. в России сократились продажи практически всех основных категорий портативной электроники: в деньгах они уменьшились на 21–38% в зависимости от группы товаров, сообщала «Евросеть». Единственным исключением стали смартфоны – их продажи выросли на 4%. В целом российский рынок портативной электроники в денежном выражении сократился на 13%, считает президент «Евросети» Александр Малис.

Сама «Евросеть» еще в июне 2015 г. прекратила торговать устройствами одного из лидеров этого рынка – корейской Samsung. Так же поступили фирменные салоны ее акционеров и «Связной», с начала 2015 г. подконтрольный младшему брату Александра Малиса – Олегу. Разрыв с Samsung произошел после того, как МТС – владелец первой по количеству точек сети салонов связи в России (с учетом франчайзи) – объявила, что будет продавать смартфоны практически по себестоимости. Такая стратегия была призвана зазвать в салоны больше посетителей и стимулировать их активнее подключаться к мобильному интернету.

Отказ от Samsung «Евросеть» и «Связной» объясняли высоким уровнем брака у этого производителя, а человек, близкий к Samsung, – желанием ритейлера добиться от поставщика более выгодных условий сотрудничества в условиях ценовой войны с МТС. Ссора с Samsung стала одной из причин того, что в первые девять месяцев 2015 г. «Евросеть» недосчиталась 15% выручки (по сравнению с уровнем годом ранее).

Вдобавок, говорит Малис, «Евросеть» добилась снижения арендных ставок и сократила часть управленцев.

Расставшись с Samsung, «Евросеть» стала больше внимания уделять смартфонам локальных брендов (B-брендов), а их продажи прибыльнее, чем А-брендов, согласен ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Наценка на смартфоны больших международных брендов, по его мнению, – 20–25%, а на B-бренды – до 35%.

Вопрос о том, как «Евросеть» распорядится прибылью, Малис переадресовал к акционерам. Представители «Мегафона» и «Вымпелкома» обсуждать возможность выплаты дивидендов отказались.

«Вымпелком» и МТС не раскрывают финансовые показатели своих розничных сетей. Выручка «Мегафона» от продаж оборудования и аксессуаров в 2015 г. снизилась на 14% до 19,9 млрд руб.: спрос смещается к более дешевым моделям смартфонов, объяснил оператор. В конце 2014 г., когда доллар стал резко дорожать, пошли вверх и продажи дорогих устройств, что предопределило снижение интереса к ним в дальнейшем, добавляет представитель «Мегафона».

Представитель «Связного» отказался от комментариев.